|
Используют
сонатную форму обычно в первой части сонаты и симфонии, а также (с небольшими
изменениями) во второй части и в финале. 57 СОНАТА Один
из главных жанров инструментальной музыки — соната (ит. sonata, от sonare — «звучать»).
Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение; у композиторов
второй половины XIX — начала XX
в. есть и одночастные сочинения. В творчестве мастеров венской классической
школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии
соната предназначена либо для одного инструмента (как правило, фортепиано),
либо для двух (один из которых фортепиано). Первая
часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются
основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная,
медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья — финал, исполняемый в
быстром темпе, — подводит итоги и окончательно определяет общий характер
произведения. Титульный лист партитуры оратории
«Времена года». Германия. Гайдну, принадлежит заслуга формирования устойчивого состава симфонического оркестра. Прежде композиторы довольствовались лишь теми инструментами, которые в данный момент были доступны. Появление устойчивого состава оркестра — яркий признак классицизма. Звучание музыкальных инструментов приводилось таким образом в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки. Правила эти основаны на знании возможностей инструментов и предполагают, что звук каждого — не самоцель, а средство, выражающее определённую идею. Устойчивый состав давал цельное, однородное звучание оркестра. Помимо инструментальной музыки Гайдн уделял внимание опере и духовным сочинениям
(создал ряд месс под влиянием Генделя), обращался к жанру оратории («Сотворение
мира», ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ (1756—1791) Творчество Моцарта занимает особое место в венской классической школе. В его произведениях классицистическая строгость и ясность форм соединились с глубокой эмоциональностью. Музыка композитора близка к тем направлениям в культуре второй половины XVIII в., которые были обращены к чувствам человека («Буря и натиск», отчасти сентиментализм). Именно Моцарт впервые показал противоречивость внутреннего мира личности. Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге (Австрия). Обладая феноменальным музыкальным слухом и памятью, он уже в раннем детстве научился играть на клавесине, а в пять лет написал первые сочине- Вольфганг Амадей Моцарт. *«Буря и натиск» — литературное движение в Германии 70-80-х гг. XVIII в. Сентиментализм (от фр. sentiment — «чувство») — течение в литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX в. 58 Дом, где родился Вольфганг Амадей
Моцарт. Зальцбург. Леопольд Моцарт со своими детьми. ния. Первым педагогом будущего композитора стал его отец Леопольд Моцарт — музыкант капеллы архиепископа Зальцбургского. Моцарт виртуозно владел не только клавесином, но также органом и скрипкой; славился как блестящий импровизатор. С шести лет он гастролировал по странам Европы. В одиннадцать создал первую оперу «Аполлон и Гиацинт», а в четырнадцать уже дирижировал в театре Милана на премьере собственной оперы «Митридат, царь Понтийский». Примерно в это же время его избрали членом Филармонической академии в Болонье. |