Предыдущая Следующая
Как и многие музыканты
той эпохи, Моцарт состоял на придворной службе (1769—1781 гг.) — был
концертмейстером и органистом у архиепископа города Зальцбург. Однако
независимый характер мастера (особенно когда дело касалось музыки) вызывал
резкое неудовольствие архиепископа, и Моцарт предпочёл покинуть службу. Из
выдающихся композиторов прошлого он стал первым, кто выбрал жизнь свободного
художника. В 1781 г.
Моцарт переехал в Вену, у него появилась семья. Зарабатывал он редкими
изданиями собственных сочинений, уроками игры на фортепиано и выступлениями
(последние послужили стимулом для создания концертов для фортепиано с
оркестром).
Особое внимание Моцарт
уделял опере. Его произведения — целая эпоха в развитии этого вида музыкального
искусства. Опера привлекала композитора возможностью показать взаимоотношения
людей, их чувства и стремления.
Моцарт не стремился по
примеру Глюка к созданию новой оперной формы — новаторской была сама его
музыка. В зрелых произведениях композитор отказался от строгого разграничения
оперы на серьёзную и комическую — появился музыкально-драматический спектакль,
в котором эти элементы переплетены. Как следствие — в операх Моцарта нет
однозначно положительных и отрицательных героев, характеры живые и
многогранные, не связанные рамками амплуа. В отличие от Глюка, который
предпочитал мифологические сюжеты, Моцарт часто обращался к литературным
источникам.
Так, опера «Свадьба
Фигаро» (1786 г.)
написана по пьесе французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше «Безумный
день, или Женитьба Фигаро», которая была запрещена цензурой. Главная тема оперы
— любовь, что, впрочем, можно сказать обо всех творениях Моцарта. Однако есть в
произведении и социальный подтекст: Фигаро и его возлюбленная Сюзанна умны и
энергичны, но они незнатного происхождения — всего лишь слуги в доме графа
Альмавивы. Их противодействие господину (глуповатому и, в конце концов,
одураченному аристократу) вызывает сочувствие автора — совершенно очевидно, что
он на стороне влюблённых.
Рояль Вольфганга Амадея Моцарта.
59
В опере «Дон Жуан» (1787 г.) получил музыкальное
воплощение средневековый сюжет о покорителе женских сердец. Энергичному,
темпераментному, своевольному и свободному от всех нравственных норм герою
противостоит в лице Командора высшая сила, олицетворяющая разумный порядок.
Философское обобщение соседствует здесь с любовными интригами (отношения Дон
Жуана с деревенской девушкой Церлиной, благородной дамой Донной Анной) и
жанрово-бытовыми элементами (поведение Лепорелло, незадачливого слуги главного
персонажа). Трагическое и комическое образуют неразрывное единство. Эту
особенность оперы подчеркнул и сам автор, дав своему сочинению подзаголовок
«Весёлая драма». Казалось бы, в финале справедливость торжествует — порок (Дон
Жуан) наказан. Но музыка оперы тоньше и сложнее такого упрощённого понимания
произведения: она вызывает у слушателя сочувствие к герою, оставшемуся верным
себе даже перед лицом смерти. Предыдущая Следующая
|