|
Философская сказка-притча
«Волшебная флейта» ( Моцарт (опять же в отличие от Глюка) главной считал музыку, хотя относился к тексту либретто очень требовательно. В его операх значительно возросла роль оркестра. Именно в оркестровой партии нередко обнаруживается авторское отношение к действующим лицам: то промелькнёт насмешливый мотив, то появится прекрасная поэтическая мелодия, то напыщенно-важные аккорды сменятся шустрыми пассажами. Внимательному слушателю эти детали говорят больше, чем текст. Основными портретными характеристиками остались арии, а о взаимоотношениях героев рассказывается в вокальных ансамблях. Композитор сумел передать в ансамблях особенности характера каждого персонажа, при том, что свои реплики они часто поют на одну и ту же музыку. Будучи представителем
венской классической школы, Моцарт, как и Гайдн, большое значение придавал
жанру симфонии. Особенно популярны три последние симфонии — Тридцать девятая,
Сороковая и Сорок первая («Юпитер»), созданные в Титульный лист партитуры оперы
«Дон Жуан». Первое издание. Франкфурт-на-Майне. Сцена из спектакля «Волшебная
флейта». Гравюра. 60 характеры. Многие исследователи сравнивали Сороковую симфонию Моцарта с романом Гёте «Страдания молодого Вертера». Симфония во многом предвосхитила традиции симфонической музыки эпохи романтизма. Моцарт стал и одним из создателей жанра классического концерта. В основе концерта — соревнование солиста и оркестра, и этот процесс всегда подчинён строгой логике. Композитору принадлежит двадцать семь концертов для фортепиано с оркестром, семь — для скрипки с оркестром. В одних произведениях слушателя поражает виртуозное мастерство, праздничность, в других — драматизм и эмоциональные контрасты. Фортепианное творчество Моцарта включает девятнадцать сонат, в которых он продолжал разрабатывать сонатную форму, а также сочинения в жанре фантазии — так называют музыкальное произведение, основанное на импровизации и свободное по форме. Композитор отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более мягким, но слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта — отчётливая, элегантная, с тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента. |