|
Интересы мастера не ограничивались оперой и инструментальной музыкой. Им созданы и духовные произведения: мессы, кантаты, оратории, реквием. Музыка реквиема ( РЕКВИЕМ Реквием (от лат.
requies — «отдохновение», «покой») — заупокойная месса на
канонический латинский текст. Название месса получила по первому слову своей
начальной части: «Вечный покой даруй им, Господи» («Requiem aeternam dona eis, Domine»). Музыка обычно передаёт скорбь, погружённость в
размышления о смерти и загробном бытии души. Структура реквиема не точно
повторяет мессу. В нём отсутствуют песнопения «Слава» («Gloria») и «Верую» («Credo»), но
появляются другие: вступительная часть «Вечный покой» («Requiem aeternam»);
центральная часть заупокойной службы, посвящённая предстоянию души на Страшном
суде, — «День гнева» («Dies irae»); финальное песнопение «Избавь меня, Господи, от вечной
смерти» («Libera me Domine ad morte aeternam»,
сокращённо «Libera me»). Реквием окончательно сложился в эпоху Возрождения (XV в.), но отдельные части возникли раньше. Со временем реквием разделил судьбу мессы — превратился в самостоятельный музыкальный жанр. Титульный лист партитуры реквиема
Вольфганга Амадея Моцарта. Лейпциг. XIX в. При создании реквиема Моцарт использовал опыт, приобретённый в работе над операми, и достижения предшественников (в частности, приёмы полифонии Баха). Части сочинения, напоминающие оперные арии и ансамбли, делают музыку очень эмоциональной, а полифонические — прежде всего «Господи, помилуй!» («Kyrie eleison») — олицетворяют духовное начало, высшую справедливость. Главный образ реквиема — страдающий человек перед лицом сурового Божественного правосудия. Мастер так и не успел дописать реквием; он был доработан по наброскам композитора его учеником Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803). Музыку Моцарт сочинял очень легко, иногда даже без черновиков, создавая творения, непревзойдённые по художественной красоте и гармоничности. Музыканты-современники высоко ценили дарование Моцарта, но большинство аристократической публики его творчество не понимало, а в последние годы жизни композитора не принимало вовсе. Умер Моцарт в бедности и был похоронен в Вене в общей могиле. 61 ФОРТЕПИАНО: ОТ
КЛАВЕСИНА ДО РОЯЛЯ Клавишные
струнные музыкальные инструменты — пианино и рояль — называют одним словом
«фортепиано» (от ит. forte — «громко» и piano — «тихо»). Своим происхождением они обязаны псалтерию (греч.
«псалте'рион», от «пса'лло» — «перебираю струны») — многострунному
щипковому инструменту, распространённому в древности и в Средневековье. Корпус
у него был треугольный или прямоугольный. В XVI
в. псалтерий усовершенствовали: присоединили клавишный механизм. Так появился
клавесин (фр. clavecin, от лат. clavis — «ключ»). Он имел струны разной длины, и каждая
соответствовала определённой клавише. При нажатии на клавишу гусиное перо
зацепляло струну, и раздавался отрывистый музыкальный звук. Звук был слабым, и,
чтобы его усилить, стали применять двойные и тройные струны. Со временем
изобрели специальное приспособление для защипывания струн — плектр. |