Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Интересы мастера не ограничивались оперой и инструментальной музыкой. Им созданы и духовные произведения: мессы, кантаты, оратории, реквием.

Музыка реквиема (1791 г.), предназначенного для солистов, хора и оркестра, глубоко трагична (Моцарт работал над сочинением, когда уже был болен, фактически перед самой смертью). Полна скорби сдержанная первая часть — «Вечный покой», поражает силой и суровой энергией «День гнева». Музыка завершающей строфы «Дня гнева» передаёт состояние чистой печали, проникающей в самые глубины человеческой души. Эту часть называют «Лакримоза» («Lacrimosa») по первым словам текста: «Слезным будет этот день» («Lacrimosa dies illa»).

РЕКВИЕМ

Реквием (от лат. requies — «отдохновение», «покой») — заупокойная месса на канонический латинский текст. Название месса получила по первому слову своей начальной части: «Вечный покой даруй им, Господи» («Requiem aeternam dona eis, Domine»). Музыка обычно передаёт скорбь, погружённость в размышления о смерти и загробном бытии души. Структура реквиема не точно повторяет мессу. В нём отсутствуют песнопения «Слава» («Gloria») и «Верую» («Credo»), но появляются другие: вступительная часть «Вечный покой» («Requiem aeternam»); центральная часть заупокойной службы, посвящённая предстоянию души на Страшном суде, — «День гнева» («Dies irae»); финальное песнопение «Избавь меня, Господи, от вечной смерти» («Libera me Domine ad morte aeternam», сокращённо «Libera me»).

Реквием окончательно сложился в эпоху Возрождения (XV в.), но отдельные части возникли раньше. Со временем реквием разделил судьбу мессы — превратился в самостоятельный музыкальный жанр.

Титульный лист партитуры реквиема Вольфганга Амадея Моцарта. Лейпциг. XIX в.

При создании реквиема Моцарт использовал опыт, приобретённый в работе над операми, и достижения предшественников (в частности, приёмы полифонии Баха). Части сочинения, напоминающие оперные арии и ансамбли, делают музыку очень эмоциональной, а полифонические — прежде всего «Господи, помилуй!» («Kyrie eleison») — олицетворяют духовное начало, высшую справедливость. Главный образ реквиема — страдающий человек перед лицом сурового Божественного правосудия.

Мастер так и не успел дописать реквием; он был доработан по наброскам композитора его учеником Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803).

Музыку Моцарт сочинял очень легко, иногда даже без черновиков, создавая творения, непревзойдённые по художественной красоте и гармоничности. Музыканты-современники высоко ценили дарование Моцарта, но большинство аристократической публики его творчество не понимало, а в последние годы жизни композитора не принимало вовсе. Умер Моцарт в бедности и был похоронен в Вене в общей могиле.

61

 

ФОРТЕПИАНО:

ОТ КЛАВЕСИНА ДО РОЯЛЯ

Клавишные струнные музыкальные инструменты — пианино и рояль — называют одним словом «фортепиано» (от ит. forte — «громко» и piano — «тихо»). Своим происхождением они обязаны псалтерию (греч. «псалте'рион», от «пса'лло» — «перебираю струны») — многострунному щипковому инструменту, распространённому в древности и в Средневековье. Корпус у него был треугольный или прямоугольный. В XVI в. псалтерий усовершенствовали: присоединили клавишный механизм. Так появился клавесин (фр. clavecin, от лат. clavis — «ключ»). Он имел струны разной длины, и каждая соответствовала определённой клавише. При нажатии на клавишу гусиное перо зацепляло струну, и раздавался отрывистый музыкальный звук. Звук был слабым, и, чтобы его усилить, стали применять двойные и тройные струны. Со временем изобрели специальное приспособление для защипывания струн — плектр.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz