|
На
рубеже XVII—XVIII вв., чтобы разнообразить
звучание, изобрели клавесин с двумя и тремя клавиатура- ми,
или мануалами (от лат. manus — «рука»). «Голос»
одного мануала был громче, другого — тише. Этот инструмент (и его
разновидности) назвали клавесином во Франции. В Италии он получил другое имя —
чембало, в Англии — вёрджинел, в Германии — кильфюгель ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (1770—1827) «Музыка должна высекать огонь из груди человеческой» — это слова немецкого композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого принадлежат к высшим достижениям музыкальной культуры. Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей Просвещения и свободолюбивых идеалов Французской революции. В музыкальном отношении его творчество, с одной стороны, продолжало традиции венского классицизма, с другой — запечатлело черты нового, ро- *Просвещение — идейное течение в странах Европы XVIII — середины XIX в. Его представители видели свою задачу в том, чтобы через образование показать людям несовершенство их социальной и нравственной жизни, найти путь к созданию идеального общества и идеальной личности. 62 Пианино. и
т. д. Клавесинную музыку писали многие композиторы конца XVII—XVIII вв. В
XV—XVIII столетиях существовал
родственный клавесину инструмент — клавикорд (от лат. clavis — «ключ» и греч. «хорде'» — «струна»). Сначала он
представлял собой прямоугольный ящик, который при игре клали на стол. Внутри
укреплялись струны. При нажатии клавиш мангеты (металлические штифты с плоской
головкой) касались струны и как бы делили её на две части — одна свободно
вибрировала и таким образом издавала звук, другая была заглушена. По сравнению
с несколько «жёстким» клавесином клавикорд обладал более гибким, тёплым, мягким
звуком; особые способы звукоизвлечения позволяли достичь нежной вибрации,
которую обычно невозможно получить на клавишных инструментах. Аля усиления
звука, как и в клавесине, применяли двойные и тройные струны. Над
усовершенствованием клавесина и клавикорда работали мастера во многих странах.
В начале XVIII в. независимо друг от друга в Италии, во Франции и в
Германии три мастера (соответственно Бартоломео Кристофори, |