|
После этого композитор отправился завоёвывать Париж. Здесь он познакомился с литературой, театром, изобразительным искусством Франции и, конечно, с достижениями французской музыки. Соединив элементы трёх национальных культур (немецкой, итальянской и французской), Мейербер выработал собственный оперный стиль, который и стал олицетворением «большой оперы». Первое сочинение
композитора в этом жанре — «Роберт-Дьявол». В В «Гугеноты» — настоящая
«большая опера», с обилием массовых сцен, эффектными вокальными партиями
главных героев, мощным симфоническим оркестром (введён орган и усилено звучание
медных духовых инструментов). Постановка отличалась необыкновенной пышностью.
За «Гугенотами» последовал ещё ряд опер; наиболее значительные из них —
«Пророк» ( Джакомо Мейербер — одна из интереснейших фигур в европейской музыкальной культуре, однако его творчество вызывало противоречивые оценки современников — от восторженных до критических и даже резко отрицательных. Композитор сумел сделать свои произведения интересными не только для знатоков. Мейербер учитывал запросы обычного слушателя, давал ему то, что тот хотел получить. Отсюда Эскиз декораций к опере
«Гугеноты». Постановка Мариинского театра, Санкт-Петербург. XIX в. *Официальные названия театра Гранд-опера — Национальная академия музыки и танца; Национальный оперный театр. 99 ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
духовых инструментах звук возникает в результате колебаний столба воздуха, заключённого
внутри корпуса. Чем больше размер инструмента, тем медленнее эти колебания и
ниже регистр звучания. Изменяют высоту звука двумя способами. Во-первых,
вдувают воздух с большой интенсивностью, в результате чего столб воздуха
рассекается на части и звучит лишь одна. Во-вторых, объём столба можно
уменьшать или увеличивать посредством специальных клапанов, которые приводят в
движение пальцами. Традиционно
духовые инструменты делят на две группы: деревянные и медные. К первой
относятся флейта, гобой, кларнет, фагот; ко второй — валторна, труба, тромбон. Флейта
известна ещё со времён античности. В эпоху Средневековья и Возрождения её
использовали и придворные, и народные музыканты, с XVII в. флейту стали применять в опере, а в XVIII столетии она вошла в состав симфонического оркестра. В XIX— XX вв. композиторы даже создавали для
этого инструмента сольные произведения. Различают
два типа флейт: продольные и поперечные. При игре их держат, соответственно,
либо вертикально, либо горизонтально. В европейской музыке XVII в. была распространена продольная флейта, затем её
вытеснила поперечная. Изготавливалась она из цельного куска дерева, в котором
после обработки просверливали канал для движения воздуха внутри трубки и
отверстия. В XIX столетии флейты начали делать из
металла (часто из серебра) и снабжать системой клапанов, что значительно
улучшило качество звучания. В зависимости от приёмов извлечения звуков флейта
обладает тонким, сильным, пронзительным или мягким и тёплым звучанием. |