|
мелодий и гармоний —
Верди продемонстрировал и в последней опере — «Фальстаф» ( В творчестве Верди соединились смелое новаторство и уважение к традиции (прежде всего трепетное отношение к певцу). Музыка композитора воспринималась итальянцами как явление общественной важности, и смерть мастера стала общенациональной драмой. В день похорон Джузеппе Верди более трёхсот тысяч человек вышли на улицы Милана. Хор и оркестр исполняли музыку из оперы «Навуходоносор» под управлением молодого дирижёра Артуро Тосканини (1867—1957), ставшего впоследствии одним из лучших исполнителей опер Верди. Судьба итальянской оперы в XIX в. складывалась непросто. Итальянские труппы работали практически во всех европейских столицах; они неизменно собирали полные залы и нередко пользовались покровительством монархов. Однако музыкальная общественность стран Европы часто относилась к такой популярности с предубеждением. Считалось, что итальянская оперная школа препятствует развитию национальных школ. Такой взгляд мешал объективно оценить качество музыки. Верди своими произведениями доказал жизнеспособность итальянской оперы. ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР И ФРАНЦУЗСКАЯ «БОЛЬШАЯ ОПЕРА» В XIX в. Париж завоевал славу музыкальной столицы мира. Сюда приезжали выдающиеся композиторы из разных стран: итальянцы Джоаккино Россини и Винченцо Беллини, венгр Ференц Лист и другие мастера. На сценах оперных театров выступали лучшие певцы, проходили концерты известных музыкантов-виртуозов. В 20-х гг. XIX столетия во французской музыке сложился особый жанр — «большая опера» (фр. grand opera). На его формирование оказали влияние традиции французской лирической трагедии и итальянской оперы-сериа. «Большая опера» представляла собой монументальное и пышное музыкально-драматическое действо; сюжет был обычно историческим, герои переживали и социальную драму, и личную. Для солистов писались арии, арии с хором, мелодические речитативы, вокальные ансамбли; в действие вводили массовые хоровые и балетные сцены. Постановки отличались необычайной роскошью декораций и костюмов. Джакомо Мейербер. 98 Ключевую роль в
становлении жанра сыграла постановка в Вершиной в развитии
«большой оперы» стало творчество Джакомо Мейербера (настоящие имя и фамилия
Якоб Либман Бер, 1791 — 1864). Он родился в Берлине в богатой банкирской семье.
На родине Мейербер сочинил несколько опер, не имевших большого успеха, и затем
уехал совершенствовать мастерство в Италию. Здесь он познакомился с
произведениями итальянских оперных композиторов, и особенно глубоко изучил
творческую манеру Россини. Написанные в Италии в 1816— 1824 гг. семь опер
публика приняла благосклонно. Последняя, «Крестоносец в Египте» ( |