|
125 «ХОВАНЩИНА» Действие
оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» происходит в конце XVII столетия, в царствование Петра I.
Само слово «хованщина» — прозвище, данное Петром стрелецкому заговору, во главе
которого стоял князь Иван Хованский. (Стрельцы — постоянное войско в Русском
государстве XVI — начала XVIII в.; пехота, вооружённая огнестрельным оружием.) В опере
три исторических персонажа — Иван Хованский, его сын Андрей и фаворит царевны
Софьи Василий Голицын, поддержавший заговорщиков. Важную роль в произведении
играют два вымышленных героя: Досифей — настоятель общины раскольников
(противники церковных реформ XVII в.) и его
духовная дочь Марфа. Создавая
либретто, Мусоргский ориентировался на подлинные исторические документы, и это
сказалось на общем замысле сочинения. Несмотря на то, что в опере есть
«лирическая линия» (безответная любовь Марфы к Андрею Хованскому), на первом
месте оказались размышления о событиях переломного в истории России времени, о
трагической разобщённости и духовной слепоте народа. Стрельцы становятся
бессмысленной жертвой в борьбе Хованских за власть; раскольники идут на
самосожжение, подчиняясь призыву Досифея, прекрасно понимающего, что он привёл
свою паству к духовному тупику. Судить
о музыке произведения сложно, так как автор не успел его закончить: опера
осталась в разрозненных фрагментах. Композиция, музыка последнего действия и
оркестровка принадлежат Н. А. Римскому-Корсакову, настороженно относившемуся к
дерзкому новаторству Мусоргского (особенно в области гармонии). Стремление
Римского-Корсакова «сгладить острые углы» и смягчить звучание могло исказить
замысел. Возможно, поэтому в «Хованщине» сильнее, чем в «Борисе Годунове»,
чувствуется тяга к мелодичной напевности (что больше характерно для
музыкального Стрельцы.
Эскиз костюмов к опере «Хованщина». Раскольники.
Эскиз костюмов к опере «Хованщина». языка
Римского-Корсакова), а не к декламации. Особенно выразительна партия Марфы, в
которой есть развёрнутая ария (сцена гадания из второго действия) и лирическая
песня в народном стиле («Исходила младёшенька» из третьего действия).
Наибольшей психологической глубиной отличается образ Досифея: непримиримость
его веры сложно переплелась с душевной тонкостью и любовью к людям. Особое
место в опере принадлежит оркестровому вступлению «Рассвет на Москве-реке»,
которое часто исполняется как самостоятельная концертная пьеса. Музыка,
построенная на мягкой лирической теме, полна покоя и духовного просветления и
резко контрастирует с последующим трагическим повествованием. Это вступление —
музыкальное свидетельство надежды композитора на счастливое будущее своего
народа. Программа
первого представления оперы «Хованщина». В роли Досифея — Ф. И. Шаляпин. 126 Модест Петрович Мусоргский. грядущий», «Кот Матрос», «Поехал на палочке» — уносят слушателя в годы детства; простая и мелодичная музыка раскрывает внутренний мир ребёнка. Цикл из пяти вокальных
пьес «Без солнца» ( |