|
По отзывам современников,
Мусоргский был превосходным пианистом. Как дань любимому инструменту он создал
большую фортепианную сюиту из десяти пьес «Картинки с выставки» ( 124 Самозванец. Эскиз костюма к опере
«Борис Годунов». ставшего
слепым орудием в руках власти. В опере народ показан в нескольких хоровых
сценах. В одной, повинуясь приказу, он призывает Бориса на престол (Пролог,
первая картина), в другой — сцене венчания на царство — опять же по приказу
прославляет царя' (Пролог, вторая картина). И наконец, четвёртое действие —
восстание против Бориса под Кромами (город недалеко от Орла). Взбунтовавшийся
народ покорно следует за Самозванцем, приведшим с собой завоевателей — поляков. Несмотря
на большое значение массовых сцен, главное внимание в опере уделено характеристике
внутреннего мира героев. На первом плане, безусловно, образ Бориса, который
раскрывается через развёрнутые сцены-монологи. Блестяще владея техникой
речитатива, Мусоргский передаёт в музыке душевное состояние героя — смутную
тревогу, скорбь и подавленность, мучительные терзания совести, страх и даже
галлюцинации. Второстепенных персонажей в опере практически нет. Психологически
точно автор передаёт и спокойствие Пимена, и напряжение в душе Самозванца, и
льстивую вкрадчивость Шуйского, и грубоватую весёлость беглого монаха Варлаама.
Короткие монологи Юродивого основаны на переплетении интонаций церковных
песнопений и протяжных народных песен, что создаёт образ, полный духовной
чистоты и пронзительной скорби. Очень сложна в опере партия оркестра. Он гибко
следует за голосом, добавляя в вокальную партию важные психологические нюансы.
В оркестровой музыке немало смелых и необычных для XIX в. гармонических находок (к сожалению, сильно искажённых в редакции
Н.А. Римского-Корсакова). Эскиз
декораций к опере «Борис Годунов». рея — богатый и бедный», «Лиможский рынок» и др. Музыка вступления периодически повторяется, и благодаря этому цикл обретает единство и воспринимается как цельное сочинение (например, как «Карнавал» Роберта Шумана). Позднее «Картинки с выставки» переложил для симфонического оркестра почитатель творчества русского композитора — Морис Равель. Мусоргский — автор
известных песен и романсов. Первая опубликованная песня «Где ты, звёздочка...»
(слова поэта и переводчика Николая Порфирьевича Грекова) дала начало лирической
теме в вокальном творчестве композитора, достигшей вершины в романсе-фантазии
«Ночь» (слова А.С. Пушкина). Забавные зарисовки русского городского быта
представлены в романсах «Но если бы с тобою я встретиться могла» (слова поэта Василия
Степановича Курочкина) и «Светик Савишна» и «Семинарист» (слова композитора).
Эпизодам из детской жизни посвящен вокальный цикл из семи песен на слова автора
«Детская» ( |