Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

По отзывам современников, Мусоргский был превосходным пианистом. Как дань любимому инструменту он создал большую фортепианную сюиту из десяти пьес «Картинки с выставки» (1874 г.). Замысел сюиты сложился под впечатлением от посмертной выставки работ его друга, художника и архитектора Виктора Александровича Гартмана. Цикл начинается со вступления, которое становится лейтмотивом произведения. Автор назвал его «Прогулка» не случайно: оно передаёт движение посетителя по залам выставки. Далее следуют отдельные «картинки»: «Гном», «Старый замок», «Тюильрийский сад», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два ев-

124

 

 

Самозванец. Эскиз костюма к опере «Борис Годунов».

ставшего слепым орудием в руках власти. В опере народ показан в нескольких хоровых сценах. В одной, повинуясь приказу, он призывает Бориса на престол (Пролог, первая картина), в другой — сцене венчания на царство — опять же по приказу прославляет царя' (Пролог, вторая картина). И наконец, четвёртое действие — восстание против Бориса под Кромами (город недалеко от Орла). Взбунтовавшийся народ покорно следует за Самозванцем, приведшим с собой завоевателей — поляков.

Несмотря на большое значение массовых сцен, главное внимание в опере уделено характеристике внутреннего мира героев. На первом плане, безусловно, образ Бориса, который раскрывается через развёрнутые сцены-монологи. Блестяще владея техникой речитатива, Мусоргский передаёт в музыке душевное состояние героя — смутную тревогу, скорбь и подавленность, мучительные терзания совести, страх и даже галлюцинации. Второстепенных персонажей в опере практически нет. Психологически точно автор передаёт и спокойствие Пимена, и напряжение в душе Самозванца, и льстивую вкрадчивость Шуйского, и грубоватую весёлость беглого монаха Варлаама. Короткие монологи Юродивого основаны на переплетении интонаций церковных песнопений и протяжных народных песен, что создаёт образ, полный духовной чистоты и пронзительной скорби. Очень сложна в опере партия оркестра. Он гибко следует за голосом, добавляя в вокальную партию важные психологические нюансы. В оркестровой музыке немало смелых и необычных для XIX в. гармонических находок (к сожалению, сильно искажённых в редакции Н.А. Римского-Корсакова).

Эскиз декораций к опере «Борис Годунов».

рея — богатый и бедный», «Лиможский рынок» и др. Музыка вступления периодически повторяется, и благодаря этому цикл обретает единство и воспринимается как цельное сочинение (например, как «Карнавал» Роберта Шумана). Позднее «Картинки с выставки» переложил для симфонического оркестра почитатель творчества русского композитора — Морис Равель.

Мусоргский — автор известных песен и романсов. Первая опубликованная песня «Где ты, звёздочка...» (слова поэта и переводчика Николая Порфирьевича Грекова) дала начало лирической теме в вокальном творчестве композитора, достигшей вершины в романсе-фантазии «Ночь» (слова А.С. Пушкина). Забавные зарисовки русского городского быта представлены в романсах «Но если бы с тобою я встретиться могла» (слова поэта Василия Степановича Курочкина) и «Светик Савишна» и «Семинарист» (слова композитора). Эпизодам из детской жизни посвящен вокальный цикл из семи песен на слова автора «Детская» (1872 г.). Уже сами названия — «Дитя с няней», «В углу», «Жук», «С куклой», «На сон


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz