Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В 1857 г. состоялось знакомство с А.С. Даргомыжским и М.А Балакиревым. Под руководством Балакирева Мусоргский начал серьёзно изучать композицию, а в 1858 г. вышел в отставку, чтобы всецело посвятить себя музыке. Он пробовал силы в разных жанрах: фортепианных и оркестровых пьесах, хоровых произведениях, романсах, мечтал написать музыку к трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип».

В 1863 г. композитор приступил к сочинению оперы «Саламбо» (по одноимённому роману французского писателя Гюстава Флобера), а в 1868 г. — к опере «Женитьба» (на неизменённый текст комедии Н. В. Гоголя). Обе работы остались незавершёнными, но подготовили Мусоргского к созданию оперы «Борис Годунов» (1869 г.), ставшей значительным явлением в русской музыке.

В 1872 г. композитор начал работу над оперой «Хованщина», которую сам назвал «народной музыкальной драмой». Одновременно он писал произведение совсем иного плана — лирико-комедийную

Модест Петрович Мусоргский.

123

 

 

 

«БОРИС ГОДУНОВ»

Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» была написана по одноимённой пьесе А. С. Пушкина. События относятся к периоду правления Бориса Годунова (1598—1605 гг.). Выходец из бояр, честолюбивый и незаурядный политик, Борис после смерти царя Фёдора (сына Ивана Грозного) не оставившего наследника, оказался претендентом на престол. В трактовке исторических фактов композитор (как и Пушкин) опирался на фундаментальный труд историка Николая Михайловича Карамзина «История государства Российского», который обвинял Бориса в убийстве младшего брата царя Фёдора — десятилетнего царевича Дмитрия. Гибель царевича открыла Борису путь к трону. (Подлинные обстоятельства смерти Дмитрия до сих пор точно не выяснены.) Кроме Бориса и его главного врага — боярина Василия Шуйского в опере есть ещё один исторический персонаж — Самозванец. Это монах Григорий Отрепьев, бежавший из монастыря на Украину (в то время входила в состав Польши) и выдавший себя за якобы чудом уцелевшего царевича Дмитрия.

Мусоргский ставит в опере вопросы, над которыми напряжённо размышляли современники композитора. Важнейший из них — оправдывает ли цель средства. Борис — человек сильный и

талантливый. Он убеждён, что, добившись власти, можно облегчить жизнь подданных. Однако, получив трон ценой преступления, Борис испытывает страшные муки совести. Его осуждает народ, в глазах которого все благодеяния ничтожны в сравнении с грехом убийства. Своеобразный нравственный приговор государю выносят два вымышленных персонажа: монах-летописец Пимен и Юродивый. Никакими благими намерениями нельзя оправдать убийство — эта мысль сближает оперу с произведениями русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.

Ещё одна важная проблема — взаимоотношения власти и народа. Композитор изображает трагедию народа,

Борис с сыном и боярами. Эскиз костюмов к опере «Борис Годунов».

Эскиз декораций к опере «Борис Годунов».

оперу «Сорочинская ярмарка» по повести Н.В. Гоголя (осталась незаконченной).

Мусоргский обращался и к другим музыкальным жанрам. Так, в 1867 г. появилось крупное программное симфоническое произведение «Ночь на Лысой горе». В качестве программы для этого сочинения композитор взял народные сказания о ночи накануне дня Ивана Купалы (с 6 на 7 июля), когда нечистая сила особенно опасна.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz