Предыдущая Следующая
132
вал литературные сюжеты.
Он обращался к наиболее популярным у европейских романтиков авторам: Шекспиру
(увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», 1869 г., и «Гамлет», 1888 г.; фантазия «Буря», 1873 г.), Данте (фантазия
«Франческа да Римини», 1876 г.),
Байрону (программная симфония «Манфред», 1885 г.). В музыке увертюр-фантазий точно
угадывается сюжет литературного источника, но эти сочинения нельзя назвать
иллюстрациями к тексту. В каждом представлен лаконичный и эмоционально
насыщенный музыкальный образ известного произведения, но создан он с позиций
человека второй половины XIX
в. В таких музыкальных «портретах» видны и личное отношение автора к тексту, и
национальная природа его дарования (многие темы построены на характерной только
для русской музыки системе интонаций).
В творческом наследии
композитора — шесть симфоний (не считая программной симфонии «Манфред»). В
первых трёх (1866, 1872, 1875 гг.) чувствуется влияние «Могучей кучки»
(стремление к эпической масштабности, цитирование народных песен). Четвёртая (1877 г.),
Пётр Ильич Чайковский.
Дом П.И. Чайковского в Клину.
Пятая (1888 г.) и Шестая (1893 г.) симфонии
представляют собой динамичное трагическое повествование, в котором
безукоризненная чёткость форм сочетается с эмоциональной глубиной. Во второй
(лирической) части этих произведений в полной мере проявилась уникальная
способность Чайковского писать в мажорных тональностях темы, исполненные
трагизма (до него такая особенность была свойственна лишь музыке Моцарта).
Самое драматичное место Четвёртой симфонии — финал, где образ искусственного,
«надрывного» веселья автор мастерски создаёт через обработку народной песни «Во
поле берёзонька стояла». В Пятой симфонии трагической кульминацией становится
кода финала — торжественный мажорный марш, а в Шестой, посвящённой размышлениям
о смерти (в первой части цитируется церковное погребальное песнопение «Со
святыми упокой»), образ торжествующего зла олицетворяет энергичное,
стремительное скерцо (третья часть).
Чайковский стал
первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке. Самые
известные сочинения — Первый фортепианный концерт (1875 г.), концерт для
скрипки (1878 г.)
и Вариации на тему рококо (1876
г.) — масштабная пьеса для виолончели
133
Автограф партитуры Первого концерта.
с оркестром, которая
воспринимается исполнителями как концерт. Музыка этих произведений полна света,
радостной энергии и внутреннего благородства. Солирующий инструмент и оркестр
выступают как два равноправных начала, дополняющие друг друга (это сближает
стиль концертов с симфониями); обязательная для жанра виртуозность сольной
партии — не самоцель, а выразительная краска в создании образа.
Одно из центральных мест
в творчестве композитора принадлежит опере. Поиск собственного пути в оперной
музыке был для Чайковского сложен и мучителен. Так, партитуру второй оперы
«Ундина» (1869 г.)
он уничтожил, а комическое произведение «Кузнец Вакула» (1874 г.) долго и тщательно
переделывал и во второй редакции даже дал ему другое название — «Черевички» (1885 г.). Всего Чайковский
создал десять опер, две из которых — «Евгений Онегин» (1878 г.) и «Пиковая дама» (1890 г.) считаются лучшими
образцами лирико-психологической музыкальной драмы в русской музыке. Предыдущая Следующая
|