|
Опера «Евгений Онегин» написана по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина. Чайковский не ставил задачу охватить все проблемы романа. Подзаголовок оперы — «лирические сцены» — говорит о стремлении показать, прежде всего, мир чувств персонажей. Центральное место в опере занимают герои, жизнь которых основана на любви, — Татьяна Ларина и Владимир Ленский. В характеристике Ленского нет и тени иронии, столь часто проскальзывающей у Пушкина. Основа его партии — ариозо «Я люблю Вас, Ольга» (первая картина первого действия) и большая ария «Куда, куда вы удалились» (вторая картина второго действия). Музыка, построенная на протяжённых лирических темах, полна такой эмоциональной силы, что порой абсолютно меняет восприятие текста. Например, слабые и высокопарные стихи «Куда, куда вы удалились», которые в романе Ленский посвящает Ольге (Пушкин комментирует их довольно ядовито: «Так он писал темно и вяло»), в опере звучат очень искренне, проникновенно. В партии Татьяны психологически выразительна каждая фраза. Даже в сцене бала у Лариных, где героиня находится на втором плане, её короткие реплики полны тонких музыкальных нюансов. Кульминация в развитии образа — сцена письма к Онегину (вторая картина первого Евгений Онегин. Татьяна Ларина.
Эскизы костюмов к опере «Евгений Онегин». Постановка Театра музыкальной драмы, Санкт-Петербург.
*Ариозо (от ит. arioso — «наподобие арии», «напевно») — небольшая ария, нередко лирического характера. 134 действия). Это большой монолог, основанный на сочетании декламации с напевными темами. Музыка передаёт душевное смятение Татьяны: решимость внезапно сменяется сомнениями, любовь — тоской, но форма монолога сохраняет логическую ясность и чёткость. Образ Онегина менее интересен. Неспособность к серьёзному чувству перечёркивает в глазах композитора его достоинства. Партия героя приятна для слуха, выигрышна для певца, но написана так, словно автор нарочито стремился заключить её в узкие рамки амплуа героя-любовника. Даже в финале оперы (когда Онегин полюбил Татьяну) он не имеет самостоятельных тем: ариозо из третьего действия и реплики в заключительном дуэте — повторение основных эпизодов сцены письма. Опера «Пиковая дама» также создана по одноимённой повести А. С. Пушкина. Литературный сюжет композитор серьёзно изменил. Главный женский персонаж — Лиза из бедной воспитанницы-приживалки превратилась во внучку и наследницу старой графини. Героя оперы, Германна, Чайковский заставил полюбить Лизу: узнать тайну трёх карт и разбогатеть ему нужно для того, чтобы получить возможность сделать девушке предложение. Однако постепенно жажда богатства превращается у Германна в навязчивую идею, которая лишает его рассудка. Действие оперы перенесено в XVIII столетие, в эпоху Екатерины II, но герои мыслят и чувствуют, как люди конца XIX в. Музыка точно воссоздаёт атмосферу екатерининского времени. В сцене бала (второе действие) дан изысканный вставной номер — пастораль «Искренность пастушки»; графиня, засыпая, напевает арию из оперы французского композитора Андре Эрнеста Модеста Гретри (1741—1813) «Ричард Львиное Сердце»; дуэт Лизы и её подруги Полины (первое действие) тонко имитирует бытовой романс конца XVIII в. Но главная задача музыки — раскрыть внутренний мир главных героев. |