|
Предчувствием трагедии наполнены самые светлые по сюжету лирические сцены. Даже лёгкая по настроению французская ария графини, исполняемая низким женским голосом, звучит зловеще. Основной трагический «нерв» оперы — партия Германна. Композитор смог психологически точно передать состояние ума и души героя — как мечта о деньгах незаметно для него самого губит чувство к Лизе. Показывая Германна уже почти потерявшим рассудок, Чайковский использует образы, известные по его поздним симфониям: финальная ария «Что Графиня (слева).
Лиза. Эскизы костюмов к опере «Пиковая дама». Постановка Большого театра,
Москва. Игорный зал. Эскиз декораций к
опере «Пиковая дама». Постановка Белорусского театра оперы и балета, Минск. 135 М.М. Плисецкая в роли Одетты в
балете «Лебединое озеро». Большой театр, Москва. наша жизнь? Игра!» (третье действие) построена на интонациях торжественного марша, звучащего в мажорной тональности. П.И. Чайковский изменил
отношение к музыкальному содержанию балета. Уровень балетной музыки в XIX в. был невысоким. От
композитора требовалось лишь сочинить красивые мелодии — всё внимание публики
было сосредоточено на виртуозности танцовщиков. Несмотря на сказочные сюжеты и
традиционно благополучные развязки балетов Чайковского — «Лебединого озера» ( Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы (написано более ста). Романсы композитора — маленькие драматические пьесы, и, даже если в тексте нет повествовательного сюжета, слушатель может наблюдать, как от начала к СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ (1856—1915) Творческий
облик Сергея Ивановича Танеева — композитора, пианиста, педагога и учёного-музыковеда
— привлекает интеллектуальной мощью, благородством и горячей любовью к музыке.
В Педагогику
и активную исполнительскую деятельность Танееву удавалось совмещать с научными
исследованиями. Он занимался полифонической музыкой Возрождения и барокко,
творчеством Бетховена, народным искусством. Свой главный труд — книгу
«Подвижной контрапункт строгого письма» ( В
композиторском творчестве Танеев стремился обдумать каждый шаг, рационально
«сконструировать» произведение. Он мечтал укоренить в сознании русских
композиторов приёмы полифонии — только такие формы, считал Танеев, могут
придать музыке глубину. Ярче всего эта идея проявилась в двух кантатах: «Иоанн
Дамаскин» ( |