Предыдущая Следующая
Произведения Шопена,
Шумана, Мендельсона оказали серьёзное влияние на стиль композитора.
Навыки дирижирования
Штраус получил в любительском оркестре. В конце 80-х гг. он познакомился с
музыкой Рихарда Вагнера (дирижировал его операми в Веймаре). Под влиянием
немецкого композитора Штраус обратился к опере. Первое сочинение подобного рода
— «Гунтрам» (1893 г.).
Это романтическое произведение; его музыкальный язык несложен, мелодии красивы
и напевны.
С 1900 г. опера стала ведущим
жанром в творчестве Рихарда Штра-
СИМФОНИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ РИХАРДА ШТРАУСА
Жанр
программной симфонической поэмы, созданный Ференцем Листом, получил блестящее
развитие в творчестве Рихарда Штрауса. В своих произведениях композитор
обращался к образам известных литературных персонажей: Макбету (из трагедии
Уильяма Шекспира «Макбет»), Дон Жуану (из поэмы «Дон Жуан» австрийского поэта
Николаса Ленау), Тилю Уленшпигелю (герою книги-эпопеи «Легенда об
Уленшпигеле...» бельгийского писателя Шарля Де Костера) и др. Каждая поэма —
это одновременно и портрет героя, и красочное повествование о событиях его
жизни. Музыку отличает монументальность и виртуозное звучание симфонического
оркестра. Штраус нередко вводил дополнительные инструменты в группы духовых и
ударных. Оркестровые партии обычно сложны и по трудности исполнения не уступают
сольным; особое внимание автор уделял струнным инструментам.
Яркий
пример оркестрового стиля Штрауса — поэма «Дон Жуан» (1889 г.). Произведение
написано в сонатной форме. Главная партия создаёт образ энергичного, сильного
человека; побочная рисует обольстителя, покорителя женских сердец. Темы развиваются
стремительно; лирические эпизоды отступают на второй план перед вихрем пассажей
группы струнных инструментов.
Не
меньшее значение Штраус придавал инструментам-солистам. Некоторые поэмы по
жанру близки к инструментальному концерту. К произведениям такого рода относится,
прежде всего, поэма «Дон Кихот» (имеет подзаголовок «Фантастические вариации на
рыцарскую тему», 1897 г.)
по роману испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры. Сочинение
построено на диалоге двух солирующих инструментов — виолончели (Дон Кихот) и
альта (Санчо Панса). Благодаря разнообразию тембрового звучания виолончели
перед слушателем возникает психологически тонкий портрет главного героя, в
котором благородство и мужество соседствуют с наивностью, делающей его порой
смешным. В финале же, рассказывающем о смерти Дон Кихота, голос инструмента
обретает настоящий трагизм. Партия альта — комическое начало поэмы: в ней есть
и добродушие, и едкая насмешка. Великолепие сольных партий не затмевает,
однако, звучания всего оркестра: музыка изобилует изобразительными эффектами
(особенно в эпизоде битвы Дон Кихота с ветряными мельницами).
Поэму
«Жизнь героя» (1898 г.)
можно назвать одночастной симфонией. На сей раз программой произведения стала
собственная жизнь композитора, Штраус размышляет над своим творчеством и
взаимоотношениями с публикой. Поэма разделена на несколько частей, которые
исполняются без перерыва; у каждой есть название: «Герой», «Противники героя»,
«Подруга героя» и т. п. Рассказывая о себе, автор использует героические
интонации, зато для своих противников не жалеет сатирических красок; в
предпоследней части «Труды героя» много цитат из ранних сочинений композитора.
Красочность и мощь звучания оркестра (в нём расширен состав духовых) сочетаются
с захватывающей виртуозностью сольных партий, особенно скрипки. Предыдущая Следующая
|