Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

138

 

 

 

Рихард Штраус.

уса. «Саломея» (1905 г.; по пьесе английского писателя Оскара Уайльда) и «Электра» (1908 г.; по трагедии австрийского писателя Хуго Гофмансталя) предвосхищают музыкальный экспрессионизм (см. статью «Новая венская школа»). Обострённая выразительность и напряжённость музыки, болезненно нервные образы героинь, сложные вокальные партии и трагическое содержание — таковы основные черты этих сочинений Штрауса.

Опера «Кавалер розы» (1910 г.) обозначила перелом в творчестве композитора. С неё начался возврат к «классическим» традициям. Французский писатель Ромен Роллан оценил это произведение как торжество музыки, неведомое людям со времён божественного Моцарта. Штраус использовал в сочинении мелодии венского вальса.

 

Ирод. Эскиз костюма к опере «Саломея». Постановка Оперного театра Зимина, Москва. 1913 г.

В том же стиле композитор писал оперы до конца своей жизни. Такие произведения Штрауса, как «Ариадна на Наксосе» (1912 г.), «Молчаливая женщина» (1935 г.), «Дафна» (1937 г.), отличает простота и ясность музыкального языка, в них автор использовал бытовые танцевальные жанры.

Творческая деятельность Рихарда Штрауса продолжалась более семидесяти лет. Начинал композитор как поздний романтик, затем пришёл к экспрессионизму и, наконец, обратился к неоклассицизму.

Саломея. Эскиз костюма к опере «Саломея». Постановка Оперного театра Зимина, Москва. 1913 г.

ГУСТАВ МАЛЕР

(1860—1911)

Австрийский композитор и дирижёр Густав Малер — один из последних представителей романтизма в музыке. Его отличает обострённый интерес к внутреннему миру героев, стремление понять и передать противоречия между личностью и обществом, показать трагедию мыслящего человека. Исследователи считают, что в произведениях Малера позднеромантические черты сочетаются с чертами экспрессионизма. Творчество композитора представлено, прежде всего, симфониями и песнями.

Густав Малер родился в деревне Калиште в Чехии, которая была в то время провинцией Австрии. Он окончил гимназию, а музыке учился у частных педагогов. В пятнадцать лет Малер поступил в Венскую консерваторию, по окончании которой в течение 1880—1888 гг. работал дирижёром в оперных театрах Австрии и Германии. В 1888—1891 гг. он занимал пост директора Королевской оперы в Будапеште, а в 1891 — 1897 гг. был первым дирижёром одного из лучших оперных театров Германии — Гамбургской оперы. Именно в этот период Малер завоевал европейскую славу выдающегося дирижёра.

139

 

 

Густав Малер.

В 80-х гг. началась его композиторская деятельность. Первый цикл из шести песен «Песни странствующего подмастерья» (1883—1885 гг.; слова автора) для голоса и симфонического оркестра — типичное романтическое произведение, в котором Малер продолжил традиции вокальных циклов Франца Шуберта. Автор развивает популярный у романтиков сюжет: гонимый судьбой молодой человек страдает от безответной любви и ищет утешения на лоне природы.

В Первой симфонии (1888 г.) сложился стиль «песенного симфонизма», когда музыкальный материал рождается из песен. Это сочинение тесно связано с «Песнями странствующего подмастерья» — автор использует мотивы цикла; как и «странствующий подмастерье», герой симфонии после разочарований и душевных тревог обретает веру в будущее в общении с природой.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz