Предыдущая Следующая
За Первой симфонией
последовали Вторая (1894 г.),
Третья (1896 г.)
и Четвёртая (1900 г.),
составившие цикл, в котором Первая симфония является прологом. Произведения
объединяет песенное начало. Во Второй, Третьей и Четвёртой симфониях песня
прямо вводится в музыку в виде вокальных сольных и хоровых номеров. Словесные
тексты Малер взял из популярного в Германии сборника старинных немецких
народных песен «Волшебный рог мальчика». Тематически симфонии различаются.
Например, Третью можно
МАКС РЕГЕР
(1873—1916)
В
творчестве немецкого композитора и дирижёра Макса Регера соединились черты
позднего романтизма и неоклассицизма. Регер писал для органа, оркестра,
фортепиано, скрипки, альта, камерных ансамблей. Он стремился осмыслить наследие
XVIII в., особенно опыт Иоганна Себастьяна Баха, и в своих
произведениях обращался к музыкальным образам ушедшей эпохи. Однако, будучи
человеком рубежа XIX—XX
столетий, Регер насыщал музыку оригинальными гармониями и необычными тембрами.
Одно
из самых интересных сочинений композитора для органа — Фантазия и фуга на тему BACH. Основу его составляет короткая тема из четырёх звуков,
латинские обозначения которых дают фамилию Бах. Название выбрано не случайно. В
этом произведении Регер следует традициям органной музыки великого немецкого
мастера: импровизация, свойственная фантазии, сочетается с одухотворённой
строгостью фуги. Пример подобного сочинения для оркестра — Вариации и фуга на
тему Моцарта (1914 г.).
Композитор воссоздаёт моцартовские образы, но, так же как в Фантазии и фуге на
тему BACH, использует современный музыкальный язык.
Творчество
Макса Регера вызывало противоречивое отношение современников. Обращение к
художественным традициям прошлого многим было непонятно и воспринималось как
проявление несамостоятельности мышления. Однако мастера первой половины XX в., тяготевшие к неоклассицизму, серьёзно изучали опыт
этого композитора.
![](3.files/image106.jpg)
Макс
Регер.
140
назвать гимном природе,
её живительному и облагораживающему воздействию на жизнь человека. Во Второй
симфонии автор размышляет о том, что залог бессмертия человека — его дела.
В 1897 г. Малера пригласили на
должность дирижёра, а затем и директора Венской придворной оперы. Годы работы в
австрийской столице стали вершиной дирижёрской и режиссёрской деятельности
композитора и одновременно временем расцвета Венской оперы. Малер отдавал театру
много сил и поэтому сочинял музыку урывками. Однако в эти годы были созданы
выдающиеся произведения. Одна за другой появлялись Пятая (1902 г.), Шестая (1904 г.) и Седьмая (1905 г.) симфонии.
Оркестровыми средствами Малер создал симфоническую трилогию о трагедии
человека-мыслителя, о жизни, полной борьбы с враждебным миром. В грандиозной
Восьмой симфонии (1906 г.),
в основу которой легла заключительная часть трагедии Гёте «Фауст», Малер вновь
обратился к совмещению инструментальной и вокальной музыки. Исполняют это
сочинение расширенный состав оркестра, несколько солистов и мощный хор.
В 1907 г. Малер покинул Вену.
Он уехал в США, где некоторое время выступал как дирижёр. Однако из-за болезни
сердца пришлось сначала сократить, а затем и полностью прекратить концертную
деятельность. Предыдущая Следующая
|