Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

МОРИС РАВЕЛЬ

(1875—1937)

Творчество французского композитора Мориса Жозефа Равеля связано с импрессионизмом. Некоторые критики даже считали его подражателем Клода Дебюсси, основоположника направления. Однако у Равеля импрессионизм получил самостоятельную трактовку.

Морис Равель родился во французском городке Сибур. Его мать была родом из Испании, и поэтому композитор не раз обращался в своих произведениях к образам этой страны. В период учёбы Равеля в Парижской консерватории (1889— 1905 гг.) сформировались его вкусы и взгляды. Большое влияние на

Морис Равель.

144

 

 

Морис Равель за фортепиано.

композитора оказало творчество Ференца Листа, русских мастеров (Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина и др.), Клода Дебюсси. Первые серьёзные произведения (пьесы для фортепиано, романсы) он написал, ещё будучи студентом.

Большое место в творческом наследии Мориса Равеля принадлежит фортепианным произведениям. Одна из ранних пьес — «Игра воды» воссоздаёт излюбленный образ импрессионизма. В пьесе слышится шум фонтанов, каскадов и ручьёв.

Следующими важными работами в фортепианной музыке стали два цикла — «Отражения» и «Ночной Гаспар». Цикл «Отражения» (1905 г.) состоит из нескольких пьес: «Ночные видения», «Печальные птицы», «Лодка среди океана», «Утренняя серенада шута» и «Долина звонов». Это пьесы-настроения, навеянные сценами из жизни Испании. Здесь запечатлены щебетание птиц и переливы волн, звоны далёких колоколов и звуки гитары.

Содержание цикла «Ночной Гаспар» (1908 г.) объясняют развёрнутые эпиграфы, взятые из одноимённого сборника стихотворений французского поэта Алоиса Бертрана (Гаспаром Бертран называл дьявола). В музыке царит атмосфера мрачных видений.

К классицистическим традициям композитор обратился в последнем фортепианном цикле — сюите «Гробница Куперена» (1917 г.). Равель посвятил её выдающемуся композитору XVII в. Франсуа Куперену, но по образному строю это произведение — памятник всей французской музыке XVII столетия. Цикл создавался в разгар Первой мировой войны, и каждую отдельную пьесу автор посвятил другу, погибшему на фронте.

Количество симфонических сочинений Равеля невелико. Первое произведение для оркестра — «Испанскую рапсодию» композитор написал в 1907 г. Рапсодия состоит из четырёх частей: «Прелюдия ночи», «Малагенья», «Хабанера» и «Праздник». Пейзажи, сцены из народной жизни и танцы — всё сливается в едином звуковом потоке. Здесь нет настоящих испанских мелодий — Равель воспроизводит лишь общие интонации народной музыки. Хореографическая поэма «Вальс» (1920 г.). представляет собой популярный танец, увиденный глазами композитора-импрессиониста. Здесь сталкиваются различные вальсовые темы — весёлые и лирические, быстрые и медленные, чувственные и торжественные.

Через многие годы после «Испанской рапсодии» Равель вновь обратился к образам Испании. Русская балерина Ида Рубинштейн заказала композитору балет на испанскую тему. Так появилось «Болеро» (1928 г.), ставшее самым знаменитым сочинением Равеля. «Болеро» — пример


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz