Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Автограф партитуры «Болеро».

*Малага — провинция в Испании.

Хабанера — кубинский танец и песня.

145

 

 

 

ВЕРИЗМ

В 80-х гг. XIX столетия в итальянском искусстве, и в частности в оперном, возникло новое течение — веризм (ит. verismo, от vero — «истинный», «правдивый»). Художники стремились показать жизнь такой, какова она в действительности. Однако в отличие от реалистических произведений сочинения, написанные в стиле веризма, были построены на изображении исключительно сильных (часто преувеличенных) чувств, перераставших в страсть и толкавших героев на преступления, которые они совершали, прежде всего, по отношению к тем, кого любили. Веристы рисовали жизнь человека в тот момент, когда от любви до ненависти — один шаг. В операх веристов почти стёрлась грань между речитативом и арией (напевность речитативов приближала их к ариям). В звучании голоса подчёркивались интонации, передававшие сильные эмоции (рыдания, крик, смех), но при этом сохранялась выразительность тем и мелодий. Усложнились гармонии, а, следовательно, увеличилась роль оркестра.

Первой оперой, созданной в стиле веризма, стало произведение Пьетро Масканьи (1863—1945) «Сельская честь» (1889 г.). Опера была написана на сюжет одноимённой новеллы итальянского писателя Джованни Верги. Сочинение Масканьи имело огромный успех у публики. «Сельская честь» завоевала сцены театров Европы, Москвы и Петербурга.

В центре произведения — трагическая история любви. Все события происходят в один день. Картины сельского праздника чередуются с лирическими партиями героев (таким построением «Сельская честь» напоминает «Кармен» Бизе). Сочинение Масканьи невелико по размерам — всего одно действие, которое состоит из двух картин.

Следующую оперу в стиле веризма написал Руджеро Леонкавалло (1857— 1919). В основе сюжета оперы «Паяцы» (1892 г.) лежат реальные события, происшедшие в 60-х гг. в одной из итальянских деревень: актёр бродячей труппы в порыве ревности убил жену. У Леонкавалло трагедия происходит во время спектакля артистов на сельской площади. Главный герой играет роль шута — паяца. Знаменитыми стали начальные слова клоуна, которые он обращает к публике: «Наш автор желает вам рассказать о неподдельных страданиях. Он хочет вам показать, что и актёр — человек...». Зрители, собравшиеся на площади, не подозревают о страшной развязке, а игра уже закончена. Комедия на сцене превращается в трагедию в жизни: герой убивает жену и её возлюбленного. Театр и жизнь, любовь и смерть неразделимы, если человек живёт страстями, — такова главная мысль оперы.

Традиции оперного веризма развили Умберто Джордано (1867—1948),

Франческо Чилеа (1866—1950) и Джакомо Пуччини. В опере Джордано «Андре Шенье» (1896 г.) рассказывается о трагической судьбе поэта во времена Великой Французской революции. Это лучшее произведение композитора. Здесь в полной мере проявился его драматический талант, лирическое и мелодическое дарование. Наиболее известная опера Чилеа — «Адриенна Лекуврёр» (1902 г.; по драме Эжена Скриба). Она интересна тем, что композитор обратился к итальянским вокальным традициям — стилю бельканто («прекрасному пению»).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz