|
Автограф партитуры «Болеро». *Малага — провинция в Испании. Хабанера — кубинский танец и песня. 145 ВЕРИЗМ В
80-х гг. XIX столетия в итальянском искусстве, и в частности в
оперном, возникло новое течение — веризм (ит. verismo, от vero — «истинный»,
«правдивый»). Художники стремились показать жизнь такой, какова она в
действительности. Однако в отличие от реалистических произведений сочинения,
написанные в стиле веризма, были построены на изображении исключительно сильных
(часто преувеличенных) чувств, перераставших в страсть и толкавших героев на
преступления, которые они совершали, прежде всего, по отношению к тем, кого
любили. Веристы рисовали жизнь человека в тот момент, когда от любви до
ненависти — один шаг. В операх веристов почти стёрлась грань между речитативом
и арией (напевность речитативов приближала их к ариям). В звучании голоса
подчёркивались интонации, передававшие сильные эмоции (рыдания, крик, смех), но
при этом сохранялась выразительность тем и мелодий. Усложнились гармонии, а,
следовательно, увеличилась роль оркестра. Первой
оперой, созданной в стиле веризма, стало произведение Пьетро Масканьи
(1863—1945) «Сельская честь» ( В
центре произведения — трагическая история любви. Все события происходят в один
день. Картины сельского праздника чередуются с лирическими партиями героев
(таким построением «Сельская честь» напоминает «Кармен» Бизе). Сочинение
Масканьи невелико по размерам — всего одно действие, которое состоит из двух
картин. Следующую
оперу в стиле веризма написал Руджеро Леонкавалло (1857— 1919). В основе сюжета
оперы «Паяцы» ( Традиции
оперного веризма развили Умберто Джордано (1867—1948), Франческо
Чилеа (1866—1950) и Джакомо Пуччини. В опере Джордано «Андре Шенье» ( |