|
Арнольд
Шёнберг. ДОДЕКАФОННАЯ СИСТЕМА НОВОВЕНСКОЙ ШКОЛЫ Основные принципы додекафонной системы сформировались
в творчестве Арнольда Шёнберга. Важную роль в развитии метода сыграли также
Альбан Берг и Антон Веберн. Термин «додекафония» (от греч. «до'дека» —
«двенадцать» и «фоне'» — «звук») указывает на то, что в основе музыкального
произведения лежит последовательность из двенадцати звуков. Такая
последовательность называется серия (отсюда второе название метода — серийная
техника). Создавая
серию, композитор должен выполнить два условия. Во-первых, звуки в серии не
могут повторяться. Во-вторых, между ними не должно возникать взаимных
тяготений; следовательно, они не образуют ни лада, ни тональности. На основе
додекафонии создаётся атональная музыка, в которой нет чётких различий между
консонансами и диссонансами и все созвучия довольно резки и непривычны для уха. Важный элемент серийной техники — использование приёмов
полифонии. Сочинив серию, композитор должен представить в произведении два её
варианта: инверсию («зеркальный» вариант, в котором восходящие движения
мелодии заменены на нисходящие и наоборот) и ракоход (движение звуков в
обратном порядке). Эти варианты могут звучать как порознь, так и одновременно,
соединённые в многоголосной музыкальной ткани. В свою очередь основной вариант
серии может дробиться на более мелкие мотивы и фразы, порождающие собственные
инверсии и ракоходы. Такая система превращает сочинение музыки в сложный
процесс, в котором композитор работает не столько с темами и мелодиями, сколько
со своеобразными звуковыми формулами. Столь рациональный способ творчества не
мешает, однако, додекафонным произведениям нести в себе страстную
эмоциональность и пронзительную яркость звуковых красок, свойственные
экспрессионизму. Более того, додекафония позволила найти новые мелодические и
гармонические нюансы, способные передавать сложнейшие состояния психики
человека, неосознанные предчувствия и неясные ощущения. 161 при помощи двенадцати звуков»). С приходом к власти нацистов музыка Шёнберга была причислена к «дегенеративному искусству», и композитор эмигрировал в США. Творчество
Шёнберга решает одну главную задачу — выражает средствами музыки человеческие
страдания. Тяжёлые, томительные предчувствия, ощущение тоскливого ужаса
великолепно переданы уже в раннем произведении — Пять пьес для оркестра ( Под
влиянием трудов основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда в АЛЬБАН БЕРГ И АНТОН ВЕБЕРН Альбана Берга (1885—1935) принято считать самым «острым»
мастером нововенской школы. Ученик Шёнберга, он блестяще освоил принципы
додекафонии, но применял их по-своему. Если для Шёнберга серия была
своеобразной звуковой схемой, в рамках которой он конструировал музыку, то Берг
стремился превратить серию в выразительную музыкальную тему, передающую
определённое настроение, чувство. Его творчество охватывает как монументальные,
так и камерные жанры, и каждое сочинение поражает глубиной и высоким
композиторским мастерством. |