|
Подлинной вершиной творчества Берга стала опера «Воццек»
(1917— 1921 гг.), написанная по одноимённой пьесе немецкого драматурга Георга
Бюхнера. Её герой — солдат Вошек, денщик Капитана. Вошек — одинокий и
униженный, а потому озлобленный человек; над ним издевается Капитан,
насмехаются солдаты в казарме. Последней каплей в страданиях становится нелепая
измена жены Мари, не устоявшей перед ухаживаниями Тамбурмажора. Ослеплённый
ревностью и насмешками, Воццек убивает Мари и, лишившись рассудка, погибает.
Сюжет можно назвать типичным для экспрессионизма. Однако при всей новизне оперы в ней чувствуется глубокая
связь с романтическими и реалистическими традициями искусства XIX в. В центре произведения — хорошо знакомый об- раз «маленького человека», брошенного в страшную
реальность нового времени. Следуя примеру Вагнера, Берг строит музыкальную
ткань на системе лейтмотивов. У него это короткие, но очень ёмкие фразы,
лаконично и психологически точно рисующие ситуацию. Все они вырастают из одной
реплики Воццека «Мы люди бедные», построенной на четырёх музыкальных звуках
(такой приём будет нередко повторяться в оперной драматургии последующих
десятилетий). Для каждого героя композитор нашёл уникальную, только ему
присущую систему интонаций. Партия Воццека основана на отрывистых репликах и
резких скачках, она напоминает скороговорку, а порой переходит почти на крик.
Такая манера называется речевой декламацией. Образ Мари, наоборот,
создают мягкие песенные интонации, постепенно обретающие трагическую
напряжённость (особенно в сцене чтения Библии, когда измученная стыдом женщина
пытается молиться). Ярко обрисованы и персонажи второго плана — Капитан,
Доктор, Тамбурмажор. Из инструментальных сочинений Берга особенно интересен
скрипичный концерт, имеющий подзаголовок «Памяти ангела» ( Альбан Берг. мастера, пришедшего в конце жизни к состоянию
вдохновенной веры, покоя и гармонии. Додекафонная система, созданная Шёнбергом, обрела
теоретическую базу благодаря его ученику Антону Веберну (1883—1945). Занятия у
Шёнберга Веберн сочетал с учёбой в Институте истории музыки при Венском университете
(1904—1908 гг.) и вышел из него блестящим знатоком григорианской традиции и
полифонии эпохи Возрождения. Это помогло Веберну развить идею учителя, обогатив
её приёмами полифонической техники. Жизнь композитора сложилась драматично. Его сочинения принимались *Нацисты
- члены Национал-социалистической рабочей партии Германии (образована в 162 Автограф
партитуры цикла Пять пьес для оркестра. лицо произведения — молодая женщина. Она приходит в ночной лес на свидание с возлюбленным и находит его мёртвым. Музыка, наполненная диссонансами, сложными ритмами, передаёт изменения душевного состояния героини: гнетущее предчувствие катастрофы в конце оперы сменяется ужасом от столкновения со смертью. |