|
Одним из самых дерзких по новизне сочинений Шёнберга стал публикой с особенным трудом. Веберну приходилось бороться
с нуждой и браться за тяжёлую подённую работу. В годы немецкой оккупации Австрии
(1938—1945 гг.) он с трудом содержал большую семью на грошовое жалованье
корректора в издательстве, постоянно подвергался издевательствам в нацистской
прессе. В мае Однако творчество этого мастера, испытавшего немало
страданий, было самым радостным по духу в нововенской школе. Трагический
экспрессионизм присущ только ранним произведениям, созданным под влиянием
Шёнберга. Мировоззрение Веберна, человека глубоко религиозного, определялось
христианским отношением к людям и природе. Недаром его современник, русский
композитор Игорь Стравинский, утверждал, что «Веберн смотрит на мир глазами
сельского священника». Близки ему оказались также идеи Гёте о сходстве
произведений искусства с творениями живой природы. Веберн считал, что сочинение
музыки по законам серийной техники уподобляет произведение растению. Серию
можно сравнить с корнем, основанную на серии тему — со стеблем, а короткие
мотивы — с листьями. Основное внимание Веберн уделял инструментальной,
камерно-вокальной и хоровой музыке. Лучшие его произведения, как правило,
представляют собой цикл миниатюр, в которых сменяют друг друга тончайшие эмоциональные
нюансы и ощущения. Среди них — Пять пьес для оркестра ( Работа над музыкой для хора была особенно близка Веберну,
изучавшему традиции хоровой полифонии. Многие произведения появились в период,
когда он руководил хором Венского рабочего певческого общества (1923— 1934
гг.). Композитор отдавал этой работе очень много сил. Благодаря Веберну уровень
любительского музицирования в Вене приблизился к профессиональному. Разгон
хоровых клубов немецкими оккупационными властями стал для композитора настоящей
трагедией. Для хоровой музыки Веберна характерно парадоксальное сочетание
сложных тем, насыщенных скачками звуков, и мягкого, напевного звучания.
Преобладающее настроение его музыкальных произведений — нежная и
сосредоточенная просветлённость, особенно если сочинение написано на духовный
текст, как, например, Пять духовных песен (1917—1922 гг.) или Пять канонов на
латинские тексты ( |