Предыдущая Следующая
Антон Веберн.
163
вокальный
цикл «Лунный Пьеро» (1912 г.),
написанный на стихи малоизвестного бельгийского поэта А.Жиро. Цикл создан для
женского голоса и небольшого инструментального ансамбля, причём состав
инструментов для каждой песни разный. В песнях воспроизводится атмосфера
ночного кабаре, недаром сам автор называл своё сочинение «трагическим
кабаре». В искусстве экспрессионизма (особенно в немецкой живописи) образ
ночного заведения глубоко символичен. Это образ мира, изуродованного
безнравственностью, знак одиночества и отчаяния. В вокальной партии, которая
должна воспроизводить характерную манеру пения артисток кабаре, Шёнберг впервые
применил изобретённый им приём под названием речевое пение (нем. Sprechgesang) — оригинальное сочетание
вокального речитатива и драматической декламации. Инструментальное
сопровождение представляет собой сложную полифоническую музыку, которая
раскрывает психологический подтекст исполнения.
Зрелый
период творчества композитора связан в основном с инструментальными жанрами. Он
написал струнные квартеты, скрипичный и фортепианный концерты, в которых
блестяще соединил серийную технику с «классическими» законами
сонатно-симфонического цикла.
Результатом
размышлений над событиями Второй мировой войны стала кантата «Уцелевший из
Варшавы» (1947 г.)
для чтеца, хора и оркестра. В качестве текста использованы подлинные рассказы
очевидцев расправы гитлеровцев над жителями еврейского гетто в Варшаве. Музыка
этого масштабного сочинения, построенная на одной серии, выдержана в лучших
традициях экспрессионизма — она сложна, трагична и обострённо эмоциональна.
Композитор словно пытается представить своих
ХАНС ЭЙСЛЕР И КУРТ ВЕЙЛЬ
Творческие интересы двух немецких композиторов, Ханса
Эйслера и Курта Вейля, находились в области «демократических» жанров — песни,
марша, мюзикла.
Ханс Эйслер (1898—1962) начинал свой путь как ученик
Арнольда Шёнберга и автор, близкий к экспрессионизму. Однако, переехав из Вены
в Берлин (1924 г.)
и вступив в Коммунистическую партию Германии (1926 г.), он сосредоточился
на жанре массовой песни. Эйслер стремился, по его собственным словам, писать
музыку, «полезную для дела социализма». Он создал разновидность жанра,
названную исследователями песня-плакат. Её основа — энергичный маршевый
ритм, простая, выразительная в своей чёткости мелодия с так называемыми
«интонациями борьбы». Как правило, песни писались для популярного в рабочих
кругах певца Эрнста Буша (1900—1980) и в его исполнении звучали искренне и
убедительно. Особенно популярными стали «Левый марш» и «Песня о Коминтерне».
Большое влияние на творчество и мировоззрение Эйслера оказал немецкий писатель
Бертольд Брехт, ставший автором текстов некоторых песен композитора. Аля
сценической версии романа Максима Горького «Мать» Эйслер написал музыку (1931 г.); позже он
переработал её в кантату.
Курт Вейль (1900—1950), как и Эйслер, свои самые
известные произведения создал в сотрудничестве с Бертольдом Брехтом. Будучи
человеком левых взглядов, композитор, тем не менее, не стремился насыщать
собственные сочинения политическими идеями. Сатирическая драма с музыкой
«Трёхгрошовая опера» (1928 г.),
написанная на либретто Брехта, — сатира скорее на социальные и нравственные
нормы, нежели на политические. Сюжет заимствован из знаменитой «Оперы нищего»,
поставленной в Лондоне ровно двести лет назад и ставшей блестящей пародией на
сценические штампы итальянской оперы. Главными героями у Вейля также являются
мошенники, бродяги и проститутки, но действие перенесено в XX в. Музыка написана с истинным блеском: в ней есть и
хлёсткая сатира, и мягкий юмор. Серьёзное музыкальное образование (Высшая
музыкальная школа в Берлине, стажировка у известного итальянского пианиста и
композитора Ферруччо Бузони) позволило Вейлю удачно использовать жанры лёгкой
музыки, элементы городского фольклора и джаза. В сочинениях композитора
музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. «Трёхгрошовая опера» —
одно из первых произведений в жанре мюзикла (англ. musical, от musical comedy —
«музыкальная комедия») — музыкально-драматического спектакля, основанного на
эстрадной музыке. С 1935 г.
Курт Вейль жил в США, и его творчество серьёзно повлияло на выдающегося мастера
американской музыки Джорджа Гершвина. Предыдущая Следующая
|