Предыдущая Следующая
*Кабаре
(от фр. cabaret
— «кабачок») — в конце XIX
— начале XX в. во
Франции импровизированное представление в кафе с участием поэтов, музыкантов,
актёров; позднее — ресторан с эстрадной программой.
**Гетто
(ит. ghetto) — в
Средние века в странах Западной и Центральной Европы часть города, выделявшаяся
для проживания евреев. В годы Второй мировой войны гетто были созданы нацистами
в ряде городов Восточной Европы с целью изоляции и уничтожения еврейского
народа.
164
КАРЛ ОРФ
(1895—1982)
Немецкий композитор и педагог Карл Орф в своём творчестве
стремился создать новые формы музыкального театра — соединить традиции разных
эпох, стилей и типов музыки. Его собственный музыкальный почерк сложился под
влиянием двух абсолютно разных явлений: ярмарочного народного театра, которым
будущий композитор увлекался в детстве на своей родине в Баварии (область на
юге Германии), и полифонии строгого стиля.
Уже в зрелые годы Орф пришёл к мысли, что любое
музыкальное произведение должно представлять собой спектакль, в котором
театральными средствами будет раскрываться смысл хоровой и инструментальной
музыки. Наиболее полно творческие принципы Орфа воплотились в цикле сценических
кантат «Триумфы». Цикл состоит из трёх произведений: «Кармина Бурана» (лат. «Баварские
песни», 1937 г.),
«Катулли кармина» (лат. «Песни Катулла», 1943 г.), «Триумф Афродиты»
(1953 г.).
«Кармина Бурана» написана на стихи вагантов — средневековых бродячих актёров и
поэтов, создававших очень разные по духу стихотворения (от философской лирики
до сатиры). Главный сценический образ кантаты — колесо Фортуны, которое с одной
стороны приводит в движение ангел, а с другой — дьявол. В зависимости от
поворотов колеса меняются сценические картины: лирическое объяснение
влюблённых, ярмарочное представление, необузданное веселье в таверне. Музыка
представляет собой тонкую стилизацию средневековых сочинений; она основана на одноголосном
звучании хора, на ровных, лишённых больших скачков мелодиях и т. д. Однако за
внешней строгостью чувствуется большая внутренняя смелость и новизна. Каждый
номер написан в довольно свободной форме, что придаёт сочинению
импровизационный характер, соответствующий духу поэзии вагантов.
Популярность в Европе приобрела педагогическая система
Карла Орфа. Композитор всю жизнь писал музыку для детей и даже сделал
переложение кантаты «Кармина Бурана» для детского хора. В 1924 г. он основал в Мюнхене
музыкальную школу. Позже подобные учебные заведения появились во многих
странах. Система Орфа основана на том, что маленький ребёнок от природы имеет
чувство ритма и звука, но позднее, по мнению автора, под влиянием сухой
академической системы воспитания он теряет свои таланты. Главная задача уроков
музыки — сделать так, чтобы ребёнок почувствовал себя раскрепощённым, смог
проявить свои способности в спектакле, игре на инструментах. Задача педагога —
не обучать, а направлять. Самым подходящим материалом для таких занятий Орф
считал народную музыку, так как она основана на инстинктивных ощущениях,
близких ребёнку. Знаток немецкого фольклора, композитор сам подбирал нужную
музыку. Он сконструировал даже специальные детские инструменты, главным образом
ударные (позднее их стали называть «инструменты Орфа»). Предыдущая Следующая
|