Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Система Орфа вызывает у специалистов много споров, прежде всего потому, что композитор принципиально не брал для работы классическую музыку. Однако у метода Орфа есть безусловные достоинства, в частности учеников не делят на способных и неспособных. Такой подход, к сожалению, большая редкость в системе музыкального воспитания, хотя он позволяет раскрыть творческие возможности каждого ребёнка.

Карл Орф.

героев перед лицом Бога и Вечности и тем самым показать, что их страдания были не напрасны. Кантата завершается пением молитвы, и её музыка, основанная на звуках той же серии, органично вырастает из трагического мрака предыдущих частей. Принципиальное значение для творчества Шёнберга имела работа над оперой «Моисей и Аарон» (1932—1937 гг.). Произведение осталось незавершённым. Из намеченных трёх действий были написаны только два; они принадлежат к вершинам

Сцена из оперы «Моисей и Аарон». Дрезденская опера.

165

 

 

Пауль Хиндемит.

музыки экспрессионизма. В основу сюжета оперы легли события ветхозаветной Книги исхода. В отсутствие Моисея, погружённого в общение с Богом на горе Синай, народ во главе с первосвященником Аароном начинает поклоняться золотому тельцу и устраивает в честь идола празднество. Возвышенная духовность, к которой призывает Моисей, непонятна людям, их увлекает стихия музыки и танца, ведущая в пропасть служения злу. Музыка оперы построена на одной серии. Партии Моисея и Аарона противопоставлены друг другу по стилю: партия Аарона близка к традиционному оперному, а Моисея — к речевому пению. В сочинении задействован огромный состав оркестра, причём предполагалось, что часть музыкантов будет размещена на сцене вместе с певцами.

Опера отразила сложные размышления автора об искусстве и духовной жизни. Для Шёнберга, пережившего две мировых войны, вопросы о сущности и назначении искусства решаются тяжело и мучительно; вещи, очевидные для его великих предшественников, постигаются трудно — ценой сомнений и внутренней борьбы. И музыка «Моисея и Аарона» показывает это с поразительной честностью.

Творческие усилия нововенцев по созданию додекафонной системы, поиски новых образов и выразительных средств произвели глубокий переворот в музыкальной культуре. Но было бы неверно считать, что новаторские устремления разрывали связь современной музыки с предшествующими традициями. Само название «нововенская школа» указывает на преемственность с эпохой венского классицизма, также принёсшего немало новых идей. Антон Веберн с романтическим пафосом утверждал, что «день рождения Бетховена должен стать для человечества самым большим праздником», а Арнольд Шёнберг посвятил немало времени изучению и преподаванию классической гармонии.

 

ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ

(1895—1963)

Творчество немецкого композитора Пауля Хиндемита связано с неоклассицизмом, однако термин «неоклассицизм» по отношению к его сочинениям можно применить довольно условно: композитор опирался на традиции, существовавшие задолго до классицизма. Особенно глубока связь музыки Хиндемита с творчеством Иоганна Себастьяна Баха. Как и Бах, Хиндемит писал полифоническую музыку. Однако полифония для него (как и для Баха) — не просто технический приём, а способ мышления. Эмоциональное содержание произведений Хиндемита очень богато: в них есть и тонкие лирические краски, и едкая ирония, и захватывающая страстность. Отличительная черта музыки — рациональное совершенство форм и глубина идей. Хиндемит — композитор-интеллектуал, строивший свои сочинения на философских и духовных размышлениях.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz