|
Пауль Хиндемит окончил Франкфуртскую консерваторию, затем, в 1915—1929 гг., выступал как скрипач и альтист в составе струнных квартетов. Хиндемит
20-х — начала 30-х гг. в глазах современников был экспериментатором и бунтарём,
дерзко ломавшим традиционные представления о музыкальных жанрах и формах. Так,
в фортепианной сюите «1922» он остроумно пародировал модные танцы — шимми,
вальс-бостон. Не боялся композитор обращаться и к социальным темам.
Комическая опера «Новости дня» ( Однако бунтарский сарказм лишь одна сторона творческого облика Хиндемита тех лет. Именно в «бунтарские» годы появился шедевр неоклассицизма — цикл концертов «Камерная музыка» (1922—1927 гг.). Композитор обратился к важнейше- *Название «шимми» (от англ. shimmy — «рубашка») связано с характерными движениями танцоров, словно пытающихся стряхнуть с плеч рубашку. Вальс-бостон (по названию города Бостон в США) — разновидность медленного вальса. 166 му жанру эпохи барокко — кончерто гроссо. Нередко Хиндемит использовал даже инструменты далёкой эпохи; например, шестой концерт цикла написан для виоль д'амур с оркестром. В тот
же период появились первые произведения для альта: соната для альта и
фортепиано ( Пауль Хиндемит был духовным наследником просветительских традиций эпохи романтизма. В 20-х гг. он возглавил движение «Бытовая музыка», представители которого выступали за возрождение домашнего музицирования и любительского творчества. Хиндемит и его единомышленники считали, что это единственная возможность поддержать интерес к серьёзной музыке, противостоять давлению эстрадных жанров. В начале 30-х гг. движение распалось, но Хиндемит до конца жизни остался верен его принципам и продолжал сочинять произведения, рассчитанные на исполнение «хорошо обученными дилетантами», с той же серьёзностью, что и сложнейшую «профессиональную» музыку (последней его работой была месса для любительского хора). Пришедшие
в Среди
произведений Хиндемита 40-х гг. особое место занимает сочинение для фортепиано
«Игра тональностей» (лат. «Lucius tonalis», |