Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Дариуса Мийо (1892—1974) можно назвать самым смелым и даже экстравагантным композитором «Шестёрки». В его сочинениях слушатель найдёт тонкую лирику и хлёсткую сатиру, мягкую утончённость и жёсткость. Неповторимый стиль Мийо во многом сложился под влиянием фольклора разных народов, в частности южнофранцузского и латиноамериканского. Немалую роль в формировании творческой манеры композитора сыграла и его музыкальная эрудиция: Мийо изучил множество направлений в музыке — от сочинений трубадуров и ренессансной полифонии до новейших течений современного искусства.

В центре внимания композитора находились монументальные формы — опера и оратория. Мийо стре-

Дариус Мийо.

*Волны Мартено — электромузыкальный инструмент, изобретённый во Франции в 20-х гг. Звук извлекается через клавиатуру в семь октав, громкость регулируется педалями. Звук через специальный регулятор тембра можно приближать как к человеческому голосу, так и к различным инструментам. Волны Мартено можно назвать прототипом синтезатора.

**Жанна д'Арк (около 1412—1431) — крестьянская девушка, ставшая полководцем и фактически переломившая ход Столетней войны (1337-1453 гг.) между Францией и Англией. В 1430 г. попала в плен к англичанам. Сожжена на костре по обвинению в колдовстве.

170

 

 

мился соединить их черты в одном произведении. Яркий пример такого подхода — трилогия «Орестея» («Агамемнон», 1914 г.; «Хоэфоры», 1915 г.; «Эвмениды», 1922 г.), написанная по одноимённой трилогии древнегреческого драматурга Эсхила (перевод Поля Клоделя). Оперой в точном смысле слова можно назвать только последнюю часть. «Агамемнон» и «Хоэфоры» сочетают черты оратории, оперы и драматического действия: на сцене кроме певцов заняты драматические актёры, а в музыке ведущее место принадлежит хору. Язык сочинений необычен: автор сохранил традиционную тональную систему, но в гармонии встречается много резких и сложных оборотов. Стремясь передать дух античной трагедии, Мийо применил интереснейший приём хоровой декламации: хор произносит текст на фоне звучания ансамбля ударных инструментов, и музыка выразительно подчёркивает ритмику стихов.

Увлечение современными образами, характерное для всех членов «Шестёрки», привело к появлению в 1920 г. цикла «Каталог сельскохозяйственных машин» для голоса и семи инструментов. Музыка, напоминающая утончённый вокальный стиль Дебюсси, написана на текст... каталога сельскохозяйственной выставки, в котором описываются достоинства сеялок, плугов и сноповязалок. Самым же известным произведением такого рода стал балет «Бык на крыше» (1920 г.) по сценарию Жана Кокто. Сюжет балета комичен: США, времена «сухого закона», налёт полицейских на подпольный бар, который владельцы тут же превращают в кафе-молочную. Музыка основана на эстрадно-танцевальных ритмах; интонации латиноамериканского фольклора делают действие зажигательным и динамичным.

Обращение к монументальным формам сочетается в творчестве Мийо с умением быть поразительно лаконичным и остроумным. Так, в 1927 г. он написал оперу «Похищение Европы», длящуюся всего девять минут.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz