Предыдущая Следующая
Дариуса
Мийо (1892—1974) можно назвать самым смелым и даже экстравагантным композитором
«Шестёрки». В его сочинениях слушатель найдёт тонкую лирику и хлёсткую сатиру,
мягкую утончённость и жёсткость. Неповторимый стиль Мийо во многом сложился под
влиянием фольклора разных народов, в частности южнофранцузского и
латиноамериканского. Немалую роль в формировании творческой манеры композитора
сыграла и его музыкальная эрудиция: Мийо изучил множество направлений в музыке
— от сочинений трубадуров и ренессансной полифонии до новейших течений
современного искусства.
В
центре внимания композитора находились монументальные формы — опера и оратория.
Мийо стре-
Дариус
Мийо.
*Волны
Мартено — электромузыкальный инструмент, изобретённый во Франции в 20-х гг.
Звук извлекается через клавиатуру в семь октав, громкость регулируется
педалями. Звук через специальный регулятор тембра можно приближать как к
человеческому голосу, так и к различным инструментам. Волны Мартено можно
назвать прототипом синтезатора.
**Жанна
д'Арк (около 1412—1431) — крестьянская девушка, ставшая полководцем и
фактически переломившая ход Столетней войны (1337-1453 гг.) между Францией и
Англией. В 1430 г.
попала в плен к англичанам. Сожжена на костре по обвинению в колдовстве.
170
мился
соединить их черты в одном произведении. Яркий пример такого подхода — трилогия
«Орестея» («Агамемнон», 1914
г.; «Хоэфоры», 1915 г.; «Эвмениды», 1922 г.), написанная по
одноимённой трилогии древнегреческого драматурга Эсхила (перевод Поля Клоделя).
Оперой в точном смысле слова можно назвать только последнюю часть. «Агамемнон»
и «Хоэфоры» сочетают черты оратории, оперы и драматического действия: на сцене
кроме певцов заняты драматические актёры, а в музыке ведущее место принадлежит
хору. Язык сочинений необычен: автор сохранил традиционную тональную систему,
но в гармонии встречается много резких и сложных оборотов. Стремясь передать
дух античной трагедии, Мийо применил интереснейший приём хоровой декламации:
хор произносит текст на фоне звучания ансамбля ударных инструментов, и музыка
выразительно подчёркивает ритмику стихов.
Увлечение
современными образами, характерное для всех членов «Шестёрки», привело к
появлению в 1920 г.
цикла «Каталог сельскохозяйственных машин» для голоса и семи инструментов.
Музыка, напоминающая утончённый вокальный стиль Дебюсси, написана на текст...
каталога сельскохозяйственной выставки, в котором описываются достоинства
сеялок, плугов и сноповязалок. Самым же известным произведением такого рода
стал балет «Бык на крыше» (1920
г.) по сценарию Жана Кокто. Сюжет балета комичен: США,
времена «сухого закона», налёт полицейских на подпольный бар, который владельцы
тут же превращают в кафе-молочную. Музыка основана на эстрадно-танцевальных
ритмах; интонации латиноамериканского фольклора делают действие зажигательным и
динамичным.
Обращение
к монументальным формам сочетается в творчестве Мийо с умением быть
поразительно лаконичным и остроумным. Так, в 1927 г. он написал оперу
«Похищение Европы», длящуюся всего девять минут. Предыдущая Следующая
|