Предыдущая Следующая
Самая
крупная работа композитора — опера «Христофор Колумб» (1930 г.) создана по
одноимённой драме Поля Клоделя. Путешествия Колумба трактуются как
миссионерский подвиг, принёсший свет христианства другим народам. В финале
герой разделяет участь многих святых — бесчестье и смерть в нищете. Драматургия
оперы построена на чередовании масштабных эпических картин, не связанных друг с
другом хронологически (произведение начинается и завершается сценой смерти
Колумба). Действие развивается медленно, так как автору важно не столько
показать события, сколько раскрыть их духовный смысл. Фигуры главных персонажей
— Колумба, испанской королевы Изабеллы не получают глубоких характеристик, это
скорее образы-символы. В сущности, главный герой оперы — народ, то
размышляющий, то молящийся, то прославляющий своего героя, то издевающийся над
ним. Именно в хоровых эпизодах мастерство Мийо раскрывается с наибольшим
блеском. Он использует хоровую декламацию, разнообразные приёмы полифонии
(порой полифоническая ткань включает в себя до двенадцати голосов); нередко хор
звучит без слов, превращаясь в своего рода оркестровый инструмент.
Франсис
Пуленк (1899—1963) — композитор-лирик; его музыку отличает психологическая
тонкость и чисто французская изысканность. Как и его единомышленники по
содружеству, он отдал дань увлечению «лёгкими» жанрами. В 1924 г. появился комический
балет «Козочки». Сюжет (шестнадцать танцовщиц пытаются увлечь своим искусством
молодых людей) позволил композитору широко использовать в музыке черты джаза и
оперетты.
В 30-х
гг. Пуленк пережил духовный переворот, результатом которого стало обращение к
религии. Отныне важное место в творчестве заняли традиционные жанры духовной
музыки. Композитор написал произведения для солистов, хора и оркестра — мессу (1937 г.), кантату
Франсис
Пуленк.
171
ОЛИВЬЕ МЕССИАН
(1908—1992)
Французский композитор Оливье Мессиан — автор духовной
музыки, которую уже при жизни мастера сравнивали с сочинениями Палестрины, Баха
и Генделя. Как композитор и органист Мессиан начал работать в 30-х гг., после
окончания Парижской консерватории (1930 г.). Произведения этих лет посвящены
христианской тематике и, как правило, представляют собой циклы пьес, написанных
в жанре музыкальной медитации, созданном самим мастером. (Медитация —
состояние глубокой сосредоточенности на конкретных религиозных идеях и
образах.)
Шедевром органной музыки можно назвать девятичастный цикл
«Рождество Христово» (1935 г.).
Автор стремится проникнуть в глубинный смысл Рождества, показать средствами
музыки Святое семейство, ангелов, пастухов, волхвов. Мессиану удалось передать
состояние духовной сосредоточенности и благоговения, которое внезапно
охватывает человека, погружённого в сопереживание событиям Священной истории.
Кроме евангельских сюжетов излюбленной темой композитора
стал образ Церкви — как торжества вселенской гармонии между Богом и духовно
преображённым человечеством. В произведении для органа «Явление Предвечной
Церкви» (1932 г.)
образ Церкви предстаёт в короткой теме, состоящей из трёх аккордов. Эти аккорды
— фундамент, на котором возводится сложная полифоническая конструкция.
Предельная громкость звучания органа переносится слушателями обычно с трудом,
но здесь воспринимается легко и органично, помогая почувствовать состояние
духовного восхищения перед открывшейся картиной. Предыдущая Следующая
|