Предыдущая Следующая
В число лучших духовных произведений Мессиана входит
восьмичастный квартет «На конец времени» (1940—1941 гг.) для кларнета, скрипки,
виолончели и фортепиано. Композитор написал его, находясь в немецком лагере для
военнопленных, куда попал как участник Второй мировой войны (освобождён в 1942 г.). Премьера квартета
состоялась в 1941 г.
силами пленных музыкантов, с трудом раздобывших плохонькие инструменты. Автор
обратился к теме Апокалипсиса — последней книги Нового Завета, повествующей о
втором пришествии Христа и «конце света». Согласно традиции, речь должна была идти,
прежде всего, о суде Христа над душами умерших. Но Мессиан, отдав дань
драматическим образам Страшного суда, сосредоточивается на идее вечного
торжества Христа и полного обновления природы человека. Части «Слава бессмертию
Иисуса» и «Хрустальная литургия» — самые сильные в музыке квартета, а состав
инструментов позволяет найти особенно тонкие тембровые краски.
В 40-х гг. Мессиан пережил увлечение древнеиндийскими
религиозными учениями. Композитор считал, что они предвосхищают христианство и
несут в себе представления о любви как основе жизни. Он погрузился в изучение
духовной литературы и ладовых систем индийской музыки, и в 1948 г. появилась симфония
«Турангалила» (по словам Мессиана, «песнь любви, гимн радости») —
монументальное десятичастное произведение для оркестра, солирующих фортепиано и
волн Мартено.
Размышления о роли земной красоты в духовном мире
человека привели мастера в 50-х гг. к новой неожиданной теме — образам птиц.
Мессиан с тщательностью учёного занимался орнитологией (наука о птицах), искал
в инструментальной музыке возможности для подражания птичьим голосам и одно за
другим создавал произведения на «орнитологические» темы: поэму «Пробуждение
птиц» (1953 г.)
для фортепиано с оркестром, цикл «Экзотические птицы» (1956 г.) для фортепиано,
духовых и ударных инструментов, фортепианный цикл «Каталог птиц» (1956—1958
гг.). Тема, которую многие восприняли как «странную причуду гения», имела для
композитора глубокий духовный смысл. Он говорил, что птицы — это голос природы,
они прославляют своим пением Бога-Творца. Поэтому воспроизвести средствами
музыки голос птицы — значит соединиться с этим бесконечным хвалебным гимном.
Погружение в мир живой природы закономерно привело
Мессиана к образу святого Франциска Ассизского (1181 или 1182—1226), с особой
нежностью относившегося к животным и птицам. На сюжет из его жизни композитор в
1983 г.
написал оперу (он создал к ней не только либретто, но даже декорации и
костюмы).
В 60-х гг. Мессиан увлёкся идеей цветомузыки, следуя в
этом опыту А.Н. Скрябина. Как интересный эксперимент появилось сочинение для
оркестра «Хронохромия» (1960
г.), для которого мастер сделал специальную
цветозвуковую партитуру.
Оливье Мессиан — автор оригинальной ладовой и ритмической
системы, которую подробно объяснил в книге «Техника моего музыкального языка» (1942 г.).
Композитор много выступал с концертами — он был одним из
лучших исполнителей собственных произведений. Много сил Мессиан отдавал
педагогике. В 1942 г.
он стал профессором Парижской консерватории по классам органа, композиции и по
теоретическим дисциплинам. Его учениками были мастера послевоенного авангарда —
Пьер Булёз, Карлхайнц Штокхаузен и другие, а на специальные курсы лекций по
эстетике и анализу музыкальных форм стремились попасть студенты всей Европы. Предыдущая Следующая
|