Предыдущая Следующая
172
«Слава»
(лат. «Gloria», 1959 г.), кантату «Стояла
Матерь скорбящая» (лат. «Stabat Mater dolorosa», 1950 г.), «Песнопения
Страстной недели» (1961 г.),
а также короткие камерные песнопения для богослужений. Преобладающие настроения
духовных сочинений — умиротворённость и стремление к свету.
Таков
дух оперы «Диалоги кармелиток» (1957
г.), созданной по одноимённой пьесе французского
писателя Жоржа Бернаноса. В основу пьесы легли подлинные события — казнь
шестнадцати монахинь-кармелиток во время Французской революции. В центре
внимания Пуленка — внутренняя жизнь монахинь, готовность к духовному подвигу,
которая у многих появляется в борьбе со слабостью и страхом. Музыкальное
действие представляет собой непрерывный речитатив, состоящий из монологов и
диалогов. Композитор стремится заострить внимание на каждом слове, каждом
эмоциональном нюансе жизни героинь.
Выдающимся
событием в творческой жизни Пуленка можно считать появление кантаты «Лик
человеческий» (1943 г.)
на стихи французского поэта Поля Элюара. Она была написана в годы немецкой
оккупации, когда композитор, обычно далёкий от политики, стал активно
сотрудничать с подпольной прессой движения Сопротивления. Партитура кантаты
была тайно переправлена в Лондон и исполнена по радио 6 января 1945 г. (во Франции премьера
состоялась только в 1947 г.).
«Лик человеческий», безусловно, антифашистское и антивоенное произведение, но
его внутренний смысл гораздо глубже. Для суровой гражданской лирики Элюара
Пуленк создал удивительно лёгкую и прозрачную музыку, использовал полифонию.
Такая музыка придаёт поэтическим словам о свободе и справедливости высокий
духовный смысл.
Самое
известное произведение Пуленка — опера «Человеческий голос» (1958 г.), написанная по
одноимённой драме Жана Кокто. Она принадлежит к редкому жанру монооперы.
Молодая женщина на протяжении всего спектакля говорит по телефону с
возлюбленным, который давно охладел к ней. Мужчина на сцене ни разу не
появляется, ситуация обрисована только в монологе героини. Писать оперу на
подобный сюжет очень сложно — ведь на сцене нет действия. Но Пуленку удаётся
держать слушателя в напряжении, показывая тончайшие изменения в психологическом
состоянии героини — в своём монологе она переходит от надежды к озлобленности,
от истерической ревности к мольбе, от непонимания ситуации к драматическому
прозрению. Сложная и тонкая партия оркестра гибко дополняет звучание голоса. В
опере «Человеческий голос» Пуленк использовал огромный опыт, накопленный в
области камерной вокальной лирики. Вокальные циклы композитора столь
многочисленны, что исследователи называют Пуленка «французским Шубертом».
БЕНДЖАМИН БРИТТЕН
(1913—1976)
Бенджамин
Бриттен — первый великий композитор, появившийся в Англии после смерти Генри
Пёрселла. Возможно, поэтому он чувствовал
Бенджамин
Бриттен.
*Кармелиты
— члены католического монашеского ордена.
**Движение
Сопротивления — национально-освободительное антифашистское движение, возникшее
во время Второй мировой войны во Франции, в Италии, Югославии и других странах. Предыдущая Следующая
|