Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Другой выдающийся чешский композитор XX в. — Богуслав Мартину (1890—1959). Он блестяще знал основные стили современной музыки (наиболее близки композитору были поздний импрессионизм и неоклассицизм), работал в жанрах оперной и балетной музыки, писал оратории, симфонические и камерные произведения. Для Мартину характерны поиски глубоких и необычных образов, обращение к сложным литературным программам. Так, в 1955 г. он создал кантату на текст вавилонского эпоса о герое Гильгамеше, а спустя четыре года — кантату «Пророчество Исайи»

по одной из книг Библии. Как и Яначек, Богуслав Мартину великолепно знал чешский фольклор и использовал его в своих сочинениях.

Леош Яначек.

*Варварами (от греч. «ба'рбарос» — «чужеземный») древние греки и римляне называли чужеземцев, говоривших на непонятных языках и чуждых их культуре.

178

 

 

МУЗЫКА ПОЛЬШИ

В польской музыкальной культуре XX столетия выделяются три имени: Кароль Шимановский, Витольд Лютославский и Кшиштоф Пендерецкий. На творчество Кароля Шимановского (1882—1937) серьёзное влияние оказали французский импрессионизм и русская музыка рубежа XIXXX вв., особенно сочинения А.Н. Скрябина. Однако композитор стремился выработать собственный почерк. В его произведениях сочетаются элементы польского фольклора и художественные приёмы современной музыки (необычные сочетания тембров и гармоний). Шимановский — автор двух опер и двух балетов, концертов для различных инструментов, камерных сочинений и т. д.

Витольд Лютославский (1913— 1994) обращался почти ко всем основным направлениям европейской музыки XX столетия. В 40—50-х гг. он работал в рамках неоклассицизма и неофольклоризма (одно из наиболее ярких сочинений — концерт для оркестра, 1954 г.), в 60-х гг. начал активно использовать серийную технику

Кароль Шимановский.

(особенно интересна «Траурная музыка» памяти Белы Бартока, 1960 г.).

Самым крупным явлением польского авангарда стало творчество Кшиштофа Пендерецкого (родился в 1933 г.). В своих сочинениях он успешно соединяет новейшие приёмы композиторской техники с глубоким духовным содержанием музыки, обращаясь при этом к традиционным жанрам и формам церковного музицирования. Примеры тому — «Страсти по Луке» (1965 г.), оратория «Магнификат» (1974 г.) и «Польский реквием» (1983 г.). В поисках необычных тембров Пендерецкий сочетает несовместимые с традиционной точки зрения инструменты, например клавесин и электрогитару. В конце 70-х гг. композитор обратился к неоромантизму.

Кшиштоф Пендерецкий.

ударных и челесты» (1936 г.) по глубине и масштабности замысла не уступает симфонии. Оно состоит из четырёх частей: медленная фуга, драматическое сонатное аллегро, умиротворённое адажио и радостный финал. Автор блестяще использует принцип монотематизма: почти весь музыкальный материал рождается из скорбной темы первой части. Основное внимание уделено ритму; фактически, композитор превратил его в главный элемент, формирующий тему. Звучание оркестра богато неожиданными тембровыми находками: струнные инструменты имитируют звук деревянных духовых, а сочетание ударных, челесты и фортепиано даёт много тонких нюансов.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz