|
Бела
Барток. ЗОЛТАН КОДАЙ (1882—1967) Крупный венгерский композитор и дирижёр Золтан Кодай стал
наряду с Бартоком одним из создателей неофольклоризма. Наибольшей творческой
удачей Кодая можно считать комическую оперу «Хари Янош» ( Кодай — автор известных произведений для хора без
сопровождения (в XX в. к этой области музыки
обращались далеко не все композиторы). Хоровая музыка мастера очень серьёзна,
но не содержит чрезмерных сложностей, и её широко исполняют как
профессиональные, так и любительские коллективы. Композитор много сил отдавал педагогической деятельности.
Он писал хоровую и фортепианную музыку для детей, искал новые способы
приобщения человека к музыке с раннего возраста. Кодай создал превосходные учебники
по пению для учащихся начальных классов. Педагогическая работа композитора
завоевала международное признание: в числе учебных заведений разных стран,
объявивших его своим почётным профессором, была и Московская консерватория. Золтан Кодай. 177 звуков, который встречается в музыке Китая, а также тюркских и угро-финских народов. Именно пентатоника придаёт звучанию венгерских песен особое своеобразие. Барток был убеждён, что найденные им напевы, непривычно суровые и резкие для современных венгров, хранят память о музыке древних кочевников, пришедших когда-то на территорию Венгрии. Сам
мастер всю жизнь стремился, чтобы его собственная музыка несла в себе открытую
в фольклоре необычную, «дикую» красоту. Яркий пример подобного произведения —
фортепианная пьеса «Варварское аллегро» ( В
зрелый период творчества Бар-ток обращался в основном к жанрам фортепианной и
оркестровой музыки. Для фортепиано он писал главным образом циклы миниатюр.
Лучшим из них считается цикл «Микрокосмос» ( С особым блеском дарование Белы Бартока раскрылось в оркестровых произведениях 30—40-х гг. Сочинение «Музыка для струнных, МУЗЫКА ЧЕХИИ Самым значительным явлением чешской музыки XX в. стало творчество Леоша Яначека (1854—1928) —
композитора, дирижёра, педагога и собирателя фольклора. Яначек получил
музыкальное образование в Праге, затем совершенствовался в Лейпциге и Вене. На
стиль композитора значительное влияние оказали французский импрессионизм,
итальянский веризм и русская оперная музыка XIX столетия, особенно творчество М.П. Мусоргского. Россию Яначек посетил
дважды (в 1896 и 1902 гг.) и интерес к русской культуре сохранил до конца
жизни. В 1896—1915 гг. он возглавлял «Русский кружок» в городе Брно; из девяти
опер две написаны по произведениям русской литературы — «Катя Кабанова» ( |