Предыдущая Следующая
Исполнение «Военного реквиема» в кафедральном
соборе Ковентри. 1962 г.
(1966 г.; на сюжет
библейской Книги пророка Даниила) и «Блудный сын» (1968 г.; на сюжет
евангельской притчи). В них композитор обратился к традициям миракля (см.
статью «Театр средневековой Европы» в разделе «Театр»). Премьера притч прошла в
храме деревни Орфорд (недалеко от города Олдборо на восточном побережье
Англии). Все партии (в том числе и женская в притче «Река Кэрлью») исполнялись
мужчинами. В прологе и эпилоге каждой притчи певцы выходили к слушателям в
монашеских одеждах с пением григорианских хоралов, а оркестр, включавший всего
семь исполнителей, подражал звучанию средневековых инструментов. Дирижёра не
было, и музыканты должны были создать атмосферу импровизации, без которой не
обходился ни один средневековый миракль. При этом музыка была современной и
изобиловала необычными поворотами в мелодиях, сложными для слуха гармониями.
Сочиняя музыку, Бриттен нередко ориентировался на конкретных исполнителей. Так,
большинство сочинений для виолончели написано для Мстислава Леопольдовича
Ростроповича (родился в 1927
г.); вокальные циклы композитор посвящал и своему
давнему другу Питеру Пирсу, и выдающемуся немецкому баритону Дитриху Фишер-Дискау
(родился в 1925 г.).
Исполнительская деятельность самого Бриттена (он прекрасно играл на фортепиано
и альте) тесно связана с просветительскими задачами, которые он считал для себя
не менее важными, чем творчество. Композитор организовал (в 1948 г.) ежегодный
музыкальный фестиваль в Олдборо, где исполняются сочинения практически всех
жанров и эпох. Бенджамин Бриттен много работал для детей: им созданы опера
(«Маленький трубочист», 1949
г.) и симфонические произведения («Простая симфония», 1934 г.; сюита «Музыкальные
утренники», 1941 г.).
В 1958 г.
он (вместе с музыковедом Имоджин Холст) написал книгу «Чудесный мир музыки»,
176
в
которой показал, что о серьёзных и сложных вещах в искусстве можно говорить
просто и увлекательно.
БЕЛА БАРТОК
(1881—1945)
Творчество
венгерского композитора Белы Бартока — целая эпоха в развитии европейской
музыки XX столетия.
Наряду с мастерами новой венской школы и французской «Шестёрки» Барток внёс
много нового в представления о ладах и тональностях, в мелодический и гармонический
язык музыки.
Бела
Барток родился в маленьком городке Надьсентмиклош (ныне город Сан-Николауа-Марэ
в Румынии). В 1903 г.
он окончил Будапештскую музыкальную академию и в течение многих лет (1907—1934
гг.) был её профессором по классу фортепиано. В ранних сочинениях, например в
симфонической поэме «Кошут» (1903
г.), чувствуется сильное влияние романтизма, особенно
произведений Рихарда Вагнера, Рихарда Штрауса и Ференца Листа.
Перелом
в мировоззрении мастера произошёл в 1905—1906 гг.: тогда он вместе с Золтаном
Кодаем начал серьёзно изучать венгерский
фольклор.
(В 1906 г.
появился знаменитый сборник «Двадцать венгерских народных песен» в обработке
для голоса и фортепиано.) Собирание народных песен и танцев стало творческой
страстью — всего Барток записал около одиннадцати тысяч мелодий разных народов
(венгерских, румынских, славянских, турецких и арабских). Эта работа привела
его к созданию нового направления в музыке — неофольклоризма. Композитор
изменил традиционные представления о ладах и тональностях, использовав в своих
сочинениях систему интонаций народной музыки. Причём понятие «народная музыка»
он истолковывал совершенно иначе, чем его современники. Наиболее известные
напевы, которые использовали композиторы XIX в., Барток считал «профессиональными песнями в народном
духе», т. е. мелодиями, порождёнными сознанием городского человека. Настоящее
же народное творчество существует только в условиях деревни и не имеет ничего
общего с широко известными «сувенирными» образцами. Детально изучив венгерские напевы,
композитор обнаружил, что они основаны на пентатонике (от греч. «пе'нте»
— «пять» и «то'нос» — «тон») — древнем звукоряде из пяти Предыдущая Следующая
|