|
«Путеводитель...» Бриттена, который часто называют
«энциклопедией оркестра», не единственное произведение подобного рода в музыке XX в. У него есть два предшественника — балет Мориса Равеля
«Болеро» (часто исполняется как концертная пьеса) и симфоническая сказка С. С.
Прокофьева «Петя и волк». Но если оркестровые краски Равеля подчинены задачам
хореографии, а за отдельными инструментами у Прокофьева стоят конкретные образы
(утка, кошка, волк и т. д.), то у музыки Бриттена такой закреплённости нет.
Слыша голос инструмента, каждый может создать свой образ или просто насладиться
звучанием одного огромного инструмента — оркестра. *«Пещное действо» — средневековая духовная мистерия, повествующая о трёх иудейских юношах, брошенных в костёр вавилонским царём Навуходоносором II (VI в. до н.э.) и оставшихся невредимыми. 175 «ВОЕННЫЙ РЕКВИЕМ» Бенджамин Бриттен посвятил памяти жителей города
Ковентри, погибших при налётах немецкой авиации в Композитор соединил в рамках одного произведения хоровые
части католического реквиема (на латинский текст) и сольные вокальные номера на
стихи английского поэта Уилфреда Оуэна, погибшего во время Первой мировой
войны. Бриттен был сторонником пацифизма — общественного движения, выступающего
против любой войны. Поэзия Оуэна привлекла его внимание искренностью и
правдивостью: Оуэн сумел точно передать состояние человека, для которого жизнь
под пулями превратилась в страшную привычку. Включение таких стихов в духовный
текст сделало реквием антивоенным сочинением, а в области музыкальной формы
придало ему сходство со «страстями» Баха. Огромный состав исполнителей (два оркестра, два хора и
три солиста) был разделён на три группы, которые композитор разместил на разной
высоте. Ближе к слушателям — камерный оркестр и два солиста (тенор и баритон),
исполнявшие фрагменты реквиема на стихи Оуэна; на специальном помосте — большой
симфонический оркестр, смешанный хор и солистка-сопрано (заняты в основных
частях реквиема); ещё выше — третий состав — детский хор и орган, исполнявшие
«латинскую» часть сочинения. Части произведения соединены не только интонациями, но и
глубокой внутренней связью содержания стихов Оуэна и текста песнопений. Так,
после вступительного песнопения «Вечный покой» (лат. «Requiem aeternam») идёт
монолог о погребении солдата, которое сопровождается не заупокойным пением, а
«свирепым хором снарядов и рёвом чудовищным от канонад». Очень интересно
построен финал реквиема. Последнее песнопение — «Избавь меня» (лат. «Libera me») — прерывается
монологом баритона на стихотворение «Мой друг, я враг, тобой убитый», в котором
говорится о бессмысленности любой вражды. Когда же начинается вторая половина
песнопения, в исполнение постепенно включаются все три состава, причём звучание
становится тихим и просветлённым. Завершается песнопение темой, похожей на
хорал, и ударами колокола. |