Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

«Путеводитель...» Бриттена, который часто называют «энциклопедией оркестра», не единственное произведение подобного рода в музыке XX в. У него есть два предшественника — балет Мориса Равеля «Болеро» (часто исполняется как концертная пьеса) и симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк». Но если оркестровые краски Равеля подчинены задачам хореографии, а за отдельными инструментами у Прокофьева стоят конкретные образы (утка, кошка, волк и т. д.), то у музыки Бриттена такой закреплённости нет. Слыша голос инструмента, каждый может создать свой образ или просто насладиться звучанием одного огромного инструмента — оркестра.

*«Пещное действо» — средневековая духовная мистерия, повествующая о трёх иудейских юношах, брошенных в костёр вавилонским царём Навуходоносором II (VI в. до н.э.) и оставшихся невредимыми.

175

 

 

 

«ВОЕННЫЙ РЕКВИЕМ»

Бенджамин Бриттен посвятил памяти жителей города Ковентри, погибших при налётах немецкой авиации в 1942 г., «Военный реквием» (1961 г.). Премьера сочинения состоялась 30 мая 1962 г. во время освящения собора Святого Михаила в Ковентри, заново отстроенного после бомбардировки.

Композитор соединил в рамках одного произведения хоровые части католического реквиема (на латинский текст) и сольные вокальные номера на стихи английского поэта Уилфреда Оуэна, погибшего во время Первой мировой войны. Бриттен был сторонником пацифизма — общественного движения, выступающего против любой войны. Поэзия Оуэна привлекла его внимание искренностью и правдивостью: Оуэн сумел точно передать состояние человека, для которого жизнь под пулями превратилась в страшную привычку. Включение таких стихов в духовный текст сделало реквием антивоенным сочинением, а в области музыкальной формы придало ему сходство со «страстями» Баха.

Огромный состав исполнителей (два оркестра, два хора и три солиста) был разделён на три группы, которые композитор разместил на разной высоте. Ближе к слушателям — камерный оркестр и два солиста (тенор и баритон), исполнявшие фрагменты реквиема на стихи Оуэна; на специальном помосте — большой симфонический оркестр, смешанный хор и солистка-сопрано (заняты в основных частях реквиема); ещё выше — третий состав — детский хор и орган, исполнявшие «латинскую» часть сочинения.

Части произведения соединены не только интонациями, но и глубокой внутренней связью содержания стихов Оуэна и текста песнопений. Так, после вступительного песнопения «Вечный покой» (лат. «Requiem aeternam») идёт монолог о погребении солдата, которое сопровождается не заупокойным пением, а «свирепым хором снарядов и рёвом чудовищным от канонад». Очень интересно построен финал реквиема. Последнее песнопение — «Избавь меня» (лат. «Libera me») — прерывается монологом баритона на стихотворение «Мой друг, я враг, тобой убитый», в котором говорится о бессмысленности любой вражды. Когда же начинается вторая половина песнопения, в исполнение постепенно включаются все три состава, причём звучание становится тихим и просветлённым. Завершается песнопение темой, похожей на хорал, и ударами колокола.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz