|
Значительно
большую часть оперного творчества композитора составляют камерные оперы
(рассчитаны на небольшой состав исполнителей и маленькую сцену). Действие в таких
сочинениях, как правило, показано условно; всё внимание автора сосредоточено на
внутренней жизни героев. Наиболее значительна опера «Поворот винта» ( Каждый персонаж обладает своим лейтмотивом (проводится и в партии, и в оркестровых пьесах), но в основе всех лейтмотивов лежит одна тема, условно названная композитором «темой винта». Она звучит в прологе оперы в партии оркестра в тот момент, когда Гувернантка соглашается взять на себя ответственность за детей. Лейтмотивы оказываются вариациями на эту тему, они ассоциируются в сознании автора с «поворотами винта». Поразительный эффект этого приёма ощущается, когда в Гувернантке нарастает желание подчинить себе детей силой: её партия становится удивительно похожей по интонациям на партию Куинта. Так музыкальными средствами композитор мастерски показывает, как душевная озлобленность героини искажает благородные стремления и, фактически, делает её пособницей зла. Особое место в оперном наследии Бриттена занимают три оперы, названные самим автором притчами, — «Река Кэрлью» (19б4 г.; по пьесе японского драматурга XV в. Юро Матомасы), «Пещное действо» «ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОРКЕСТРУ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
(НА ТЕМУ ПЁРСЕЛЛА)» В Радостная и торжественная по характеру тема Пёрселла в
исполнении всего оркестра открывает произведение, а далее с ней происходят
удивительные превращения. Она обретает черты современной музыки, в мелодии
появляются причудливые скачки и повороты, в гармониях — диссонансы. Следует
череда вариаций, каждую из которых исполняет либо один инструмент, либо
небольшая группа. Движение темы «по оркестру» начинается с самого высокого
инструмента группы деревянных духовых — флейты-пикколо. Затем тему подхватывают
другие деревянные, потом — медные духовые; струнная группа передаёт её
солирующим арфам, и, наконец, тема попадает в царство ударных. Финальная
вариация написана в форме фуги, которую играют все исполнители, и в момент,
когда полифоническая ткань становится по-настоящему сложной, главная тема
постепенно обретает первоначальные черты и на прощание вновь показывается во
всём блеске величавой красоты. |