|
Джордж
Гершвин. *Тапёр (фр. tapeur, от taper — «хлопать», «стучать») — пианист, игравший в танцевальных залах, сопровождавший показ немых кинофильмов и т. д. **Бродвей — улица в Нью-Йорке; на ней расположены популярные театры и мюзик-холлы. ***Синкопа (от греч. «синкопе'» — «обрубание», «сокращение») — ритмический рисунок, в котором ударение приходится на слабую долю такта. 181 ЛЕОНАРД БЕРНСТАЙН (1918—1990) Значительное явление американской музыкальной культуры XX в. — творчество Леонарда Бернстайна. В такие
«классические» жанры, как опера, балет, симфония, он вводил элементы джаза и
фольклора разных народов. Музыку композитора отличает блестящее знание законов
каждого жанра и чувство такта в использовании «неклассических» мелодий и
ритмов: автор вводит их ровно столько, сколько нужно для создания эффектного,
запоминающегося образа. При этом общий серьёзный характер музыки не нарушается.
Яркий пример подобных сочинений — месса для хора и оркестра ( Самое известное произведение Леонарда Бернстайна — мюзикл
«Вестсайдская история» ( Леонард Бернстайн был выдающимся дирижёром. Он работал
(1943— 1969 гг.) с одним из лучших коллективов США — Нью-йоркским
филармоническим оркестром. Бернстайн дирижировал самыми разными произведениями,
но наибольших высот он достиг в исполнении современной музыки, особенно
сочинений Д. Д. Шостаковича. Леонард Бернстайн. «Порги и Бесс» по пьесе Дебоса и Дороти Хейуорд «Порги». Заказал это сочинение самый знаменитый оперный театр США — Метрополитен-опера (Нью-Йорк). Одним из главных условий было использование чисто американского сюжета. Однако премьера прошла в маленьком театре Бостона почти незаметно. Объяснение столь странной ситуации кроется, возможно, в том, что «чисто американским сюжетом» оказалась история из жизни негритянского квартала. В таком выборе проявилось понимание автором огромной роли афроамериканской культуры в формировании музыкальных традиций Америки. В музыке оперы Гершвин соединил «классические» средства с интонациями джаза. Опера рассказывает о любви безногого инвалида Порги к молодой женщине Бесс, которая не смогла оценить силу и чистоту чувства героя и предпочла ему вульгарного щеголя. Отношения главных героев показаны психологически правдиво и с удивительной деликатностью. Столь же проникновенно обрисованы второстепенные персонажи. Каждый герой важен и дорог композитору: один из самых запоминающихся номеров оперы — колыбельная Клары (написана в традициях блюза) принадлежит персонажу именно второго плана. Особую роль в опере играет речитатив, максимально приближённый к вокальной джазовой импровизации. Несмотря на огромную роль лирических эпизодов, действие развивается стремительно, и напряжённое внимание слушателя к поворотам сюжета не ослабевает до последнего звука. |