|
187 МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЖАЗА Джазовые музыкальные инструменты в целом не отличаются от
инструментов симфонического оркестра, но используются свободнее, в более
широком диапазоне звучания. В духовых разнообразнее выбор мундштуков; в трубах
и тромбонах применяют вставляемые в раструб сурдины, которые служат для
изменения тембра, его смягчения или обострения. Иногда для приглушения звука на
медных духовых используют акустическую ловушку, по форме напоминающую шляпу. Ударные собраны в комплекс инструментов — ударную
установку, на которой играет один музыкант. Большой барабан с ножной (для
правой ноги) педалью и малый барабан на специальной подставке впоследствии
дополнились открытыми с одной стороны барабанами, которые называются «томами».
Один — большой — том стоит на полу на опорах, а два различающихся по размерам
малых тома навешены на большой барабан или отдельную стойку. Тарелки
устанавливают на подставках: справа большая тарелка — райд, слева поменьше —
крэш; иногда между ними находится маленькая тарелка с «шипящим» звуком — сплэш.
Кроме того, применяют устройство под названием «хай-хэт» для игры на тарелках
средних размеров с помощью ножной (для левой ноги) педали. Иногда установка
включает два больших барабана, иногда маленькие ударные — «черепашки»,
«коубелл» (коровий колокольчик). Помимо ударной установки в джазе широко используют
отдельные ударные инструменты, на которых, как правило, играет специальный
исполнитель (перкуссионист). Это конга и бонги (барабаны для игры руками),
маракасы (напоминают погремушки) и др. музыкальная речь, которой также присущи «словарь» и «грамматические правила» — набор мотивов, интонаций и способов их сочетания. В совокупности все выразительные средства воспринимаются как стиль. Другая особенность джаза — сложный ритм. Ритм составляют акценты. В основе джазового ритма находится бит (от англ. beat — «удар», «пульс», «биение»). Акценты бита могут приходиться на чётные — слабые доли такта (офф-бит) и нечётные — сильные (даун-бит). В ритме есть много и других акцентов. В сочетании они должны создавать драйв (от англ. drive — «гонка», «езда», «атака», «привод») — динамическое качество ритма или бита. Наличие драйва создаёт у слушателя впечатление движения, нарастающего темпа, тогда как он остаётся неизменным. Этот термин теперь используется и в рок-музыке. Специфически джазовым качеством является свинг (от англ. swing — «мерное качание», «ход»): напряжение и расслабление звуковой материи, своеобразная пульсация придают джазовой музыке упругость, пластичность и особую выразительность. В американском джазе, особенно в том, который играют чёрные музыканты, явственно слышатся «блюзовые ноты» (черта афроамериканской музыки). Большинство образцов джазовой музыки — это инструментальные пьесы, построенные по классической модели «темы с вариациями». После того как ансамбль исполнил тему, солисты-импровизаторы по очереди играют вариации, а остальные аккомпанируют. При этом все исполнители соблюдают гармоническую структуру исходной темы и её продолжительность. Этот периодически повторяемый объём темы в мировой музыке именуется хорусом, или корусом (от англ. chorus — в значении «припев», «повтор»), в российской практике — квадратом. Хорус, или квадрат, — полный период темы, лежащей в основе импровизации. |