|
Общеизвестные темы, которые в джазе исполняются наиболее часто, называются стандартами. Многие стандарты — это популярные песни, мелодии из кинофильмов и театральных спектаклей, созданные в 20—50-х гг. В современном джазе стандартами всё чаще становятся инструментальные пьесы, спе- СПИРИЧУЭЛ Спиричуэл (от англ.
spiritual — «духовный») — жанр духовных песнопений чёрных
американцев. Он возник приблизительно в XVII в. на основе протестантского хорала (см. статью «Музыка
эпохи Возрождения»). Многоголосие, гармонии и мелодии, заимствованные из
европейской музыкальной традиции, сочетаются в спиричуэл с выразительными
средствами и приёмами афроамериканской музыки (импровизация, сложная
ритмическая структура, построение по принципу вопроса-ответа и т. д.).
Поэтическое содержание связано с библейскими текстами, а также с повседневной
жизнью чёрных американцев. Спиричуэл исполняется хором без инструментального
сопровождения, с хлопками в ладоши и танцевальными движениями певцов. До
середины XIX столетия этот жанр оставался частью афроамериканского
фольклора. Позднее он вошёл в репертуар профессиональных музыкантов. Жанр
спиричуэл оказал влияние на формирование блюза и раннего джаза. *Акцент — резкое по звучности выделение одного звука среди небольшой группы. 188 циально предназначенные для джазовых музыкантов. Самым ранним джазовым стилем считают музыку ансамблей, в состав которых входили труба или корнет, кларнет, тромбон и ритм-секция — банджо, контрабас (или туба), ударные инструменты и позднее фортепиано. Труба обычно играла основную мелодию, лишь слегка её варьируя, кларнет виртуозно опевал мелодию в верхнем регистре, тромбон подчёркивал гармонические ноты и заполнял паузы. Выдающимися мастерами этого стиля были чёрные музыканты — трубачи Кинг Оливер (Джозеф Оливер, 1885—1938) и Луи Армстронг (Луи Даниел Армстронг, 1900—1971), сопрано-саксофонист Сидней Беше (1897—1959), тромбонист Кид Ори (Эдвард Ори, 1886— 1973), пианист Джелли Ролл Мортон (Фердинанд Жозеф Ла Мэнт, 1885— 1941). Различали новоорлеанскую, чикагскую и нью-йоркскую разновидности джаза, которые в совокупности называли традиционным джазом. Когда появились белые исполнители, их ансамбли стали именовать диксилендами. Сегодня под диксилендом часто подразумевают весь традиционный джаз. С конца 20-х гг. получили распространение танцевальные залы, куда требовались музыкальные коллективы, способные наполнить звуком большое помещение. В богатых отелях и дорогих ресторанах играли так называемые симфоджазовые оркестры, среди которых оркестр Пола Уайтмена
(1890—1967) выделялся сочетанием танцевального и концертно-академического
репертуара. В афроамериканской среде стихийно сложился компактный состав
танцевального джаз-оркестра: две трубы, тромбон, два альт-саксофона и
тенор-саксофон, фортепиано, контрабас и ударные. Наиболее интересными считались
оркестры пианиста Флетчера Хендерсона (Джеймс Флетчер Хендерсон, 1898—1952) и
саксофониста Бенни Картера (Беннетт Лестер Картер, родился в |