|
Ансамбль
Кинга Оливера (третий слева). Луи
Армстронг. Сидней
Беше. Джелли
Ролл Мортон. *Диксиленд (англ. Dixieland — «страна Дикси») — символическое название южных штатов США. 189 число инструментов, что обеспечило применение более красочных аккордов. В оркестре пианиста Дюка Эллингтона (Эдуард Кеннеди Эллингтон, 1899—1974) музыканты с помощью специальных сурдин добивались особого, «гортанного» тембра инструментов, напоминавшего звуки человеческого голоса. Такое экзотическое звучание назвали «стилем джунглей». В 30-х
гг. наступил расцвет больших джазовых оркестров — биг-бендов, включавших
до двадцати исполнителей. Новый джазовый стиль этих музыкальных коллективов
получил название свинг. К концу десятилетия только знаменитых свинговых
оркестров в Америке насчитывалось полторы сотни. Самыми известными стали
оркестры белых музыкантов: кларнетиста Бенни Гудмена (Бенджамен Дэвид Гудмен,
1909—1986), вскоре получившего титул «короля свинга»; кларнетиста Арти Шоу
(Артур Аршавский, родился в Дюк
Эллингтон. Бенни
Гудмен. Гленн
Миллер. МИНСТРЕЛ-ШОУ В первой половине XIX в. под влиянием английской народной баллады и афроамериканского
фольклора сформировался жанр американского музыкального театра — минстрел-шоу
(англ. minstrel-show — «представление менестрелей»). Сначала это были
короткие комедийные сценки, в которых белые, загримированные под чёрных,
пародировали манеру говорить, поведение, песни и танцы последних. В 40-х гг.
такие сценки сложились в театральное представление с участием профессиональных
исполнителей. Наиболее известные из них — «Вирджинские менестрели» под
управлением Дэна Эммета (1815—1904). После окончания Гражданской войны в США
появились минстрел-шоу, в которых выступали чёрные музыканты. В минстрел-шоу
обычно использовали банджо (струнный щипковый инструмент африканского
происхождения), тамбурин и кастаньеты. К началу XX
столетия подобные представления утратили популярность. Тем не менее, они
повлияли на возникновение и развитие регтайма, раннего джаза и развлекательных
эстрадных жанров (водевиля, мюзикла и др.). 190 РЕГТАЙМ Регтайм (англ. ragtime — буквально «разорванное
время») — стиль фортепианной игры и одновременно жанр. Он появился в конце XIX столетия под воздействием афроамериканской музыки, в
частности техники игры на банджо, а также песен и танцев менестрелей. Пианист
правой рукой исполняет свободную по ритму мелодию, а левой — равномерно
чередует басовые звуки и аккорды. Разрыв ритмического рисунка, смешение
акцентов и другие изменения в ритме мелодии на фоне чёткого аккомпанемента и
составляют главную особенность регтайма. На рубеже XIX—XX столетий в этом жанре стали работать профессиональные композиторы, и регтайм утратил важнейшую черту афроамериканской музыки — импровизационность. В то же время его стали использовать и в оркестровой музыке. Так, известный автор и исполнитель регтайма Скотт Джоплин (1868—1917) помимо фортепианных произведений создал балет и две оперы. К регтайму обращались и европейские композиторы — Антонин Дворжак (в симфонии «Из Нового Света»), И.Ф. Стравинский (регтаймы для оркестра, балет-пантомима «История солдата») и др. Регтайм оказал влияние на формирование раннего джаза. |