|
Границы между направлениями рок-музыки можно провести лишь условно, так как творчество многих рок-групп включает особенности нескольких из них. Блюз-рок (англ. blues rock), сложившийся во второй половине 60-х гг., — прямое продолжение ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и британского блюза. Все направления рока соединяют черты блюз-рока с различными видами музыкальной культуры — фольклором (фолк-рок), классической музыкой (арт-рок), джазом (джаз-рок) и т. д. В середине 60-х гг. в Соединённых Штатах Америки на основе песен ав- РОК-МУЗЫКА. ТЕХНОЛОГИЯ И БИЗНЕС В конце 40-х гг. в Западной Европе и США на смену
механическим устройствам для воспроизведения звука — граммофону и патефону —
пришёл более современный электрический проигрыватель (электрофон). Тогда же
были созданы новые технологии производства грампластинок. Маленькая пластинка
со скоростью сорок пять оборотов в минуту обычно содержала по одной композиции
на каждой стороне и называлась «сингл» (англ.
single). Большой «диск» со скоростью тридцать три и одна треть
оборота в минуту вмешал на двух сторонах около сорока минут
звучания и получил наименование «долгоиграющая пластинка» (англ. long play, сокращённо LP), или «альбом». В те же годы распространились
музыкальные автоматы (их устанавливали в барах, закусочных и других подобных
заведениях); появилось множество радиостанций небольшого радиуса действия,
передававших музыкальные программы. Всё это повысило спрос на новые записи, а соответственно
на новых музыкальных исполнителей с постоянно меняющимся репертуаром. Их
продвижению на музыкальную сцену в значительной мере способствовали возникшие в то же время небольшие студии звукозаписи, так
называемые инди (англ. indie, от independent—
«независимый»). В отличие от крупных компаний, предпочитавших иметь дело со
звёздами, они готовы были выпускать пластинки малоизвестных исполнителей. Начинающий музыкант обычно записывал сингл и отдавал его
на радио. От ведущего музыкальной радиопередачи —
диск-жокея (англ. disc jockey, сокращённо Dj) — во многом зависело, выйдет та или иная песня в эфир
или нет. Об успехе композиции судили по спискам популярности, публикуемым на
основе данных о продаже пластинок в престижных музыкальных изданиях.
Композиция, попавшая в такой список, называлась «хит» (от англ. hit— «удар»); отсюда ещё одно наименование списка
популярности — «хит-парад». Если сингл получал признание у слушателей, на его
основе создавалась долгоиграющая пластинка. В США пластинка, распроданная на
сумму в миллион долларов, считалась «золотой», а разошедшаяся тиражом в миллион
экземпляров — «платиновой». (В Англии, где рынок сбыта музыкальной продукции
намного меньше американского, эти параметры значительно ниже.) Коммерческий
успех музыкантов определяли, прежде всего, тиражи пластинок, поэтому к их выходу
приурочивались рекламная кампания и гастроли. Звуковая техника продолжала совершенствоваться. В 50-х
гг. распространились магнитофоны, появилась стереофоническая запись. Студийные
образцы магнитофонов стали многоканальными, что дало возможность небольшому
числу исполнителей записывать практически неограниченное количество вокальных и
инструментальных партий. Запись альбома, осуществлявшаяся на заре рок-музыки за
несколько часов, во второй половине 60-х гг. могла занимать много дней и даже
месяцев. Появление в 70-х гг. синтезаторов, которые позволяли не только
воспроизводить звучание инструментов и звуки, существующие в природе, но и
создавать искусственные звучания, ещё больше расширило возможности музыкантов.
Значительно возросла роль продюсера — руководителя звукозаписи в студии, а сама
студия превратилась в своеобразную творческую лабораторию музыкантов. |