|
С течением времени усложнилась не только студийная техника, но и сценическая. Небольшие концертные залы уже не могли вместить растущее число поклонников популярных исполнителей. Это привело к созданию мощной (и громоздкой) сценической аппаратуры, способной озвучивать стадионы, по- 198 торов-исполнителей, аккомпанировавших себе на гитарах, губных гармониках и других акустических инструментах, начало формироваться направление, названное позднее фолк-роком (англ. folk rock, от folk — «народный» и rock). Эти песни своей искренностью и безыскусностью были близки простым американцам. Фолк-рок, сочетавший серьёзную поэзию с ритм-энд-блюзом, стал первым ответом на «британское вторжение» в культуру США. В те же годы среди американской молодёжи распространилось употребление наркотиков, в частности вызывающих галлюцинации. Наиболее популярным из них был препарат ЛСД. Иногда под воздействием явилось световое, пиротехническое оборудование и пр. Организацией концертов и обеспечением всей деятельности
рок-группы обычно занимались не сами музыканты, а их менеджер, который заключал
контракты со студиями звукозаписи, концертными залами, поддерживал связи со
средствами массовой информации и т. д. От его способностей в значительной
степени зависел не только коммерческий успех музыкантов, но и их возможность
заниматься собственным делом — творчеством. Распространившиеся в 80-х гг.
компьютеры, цифровая запись и компакт-диски значительно повысили качество
звукозаписи. Одновременно они снизили требования к профессиональному уровню
музыкантов. Композитор получил возможность при помощи компьютера использовать
уже созданные музыкальные заготовки, а исполнитель — не переписывать неудачную
партию, а исправить ошибки прямо на дисплее компьютера. Появившиеся в те же
годы видеоклипы и музыкальное телевидение во многом способствовали превращению
музыкального творчества в производство, а популярных исполнителей — в успешные
коммерческие предприятия, что ярко проявилось в следующем десятилетии. 199 ЛСД находились как исполнители, так и слушатели рок-концертов. Рок-музыканты в таких случаях прибегали к длительным (до нескольких часов) инструментальным импровизациям. Подобная музыкальная практика получила название психоделия, или психоделический рок (англ. psychodelic rock). С течением времени так стали именовать рок-музыку, которой свойственны спонтанность, эмоциональная раскованность и отсутствие чёткой формы. Основы этого направления заложили американские группы «Грейтфул Дед» (англ. Grateful Dead — «Благодарный мертвец») и «Джефферсон Эрплейн» (англ. Jefferson Airplain — «Самолёт Джефферсона»). Психоделия оказала огромное влияние на рок-музыку, а наркотики стали причиной гибели многих рок-музыкантов (Брайана Джонса, Джими Хендрикса, Дженис Джоплин и др.). Влияние
классической музыки на рок привело к появлению во второй половине 60-х гг. арт-рока
(англ. art rock, от art — «искусство» и rock). Исполнители арт-рока при создании
собственных композиций часто обращались к классическому наследию: использовали
оркестровки, гармонии, мелодии и формы симфонической и камерной музыки.
Признанными мастерами арт-рока стали британские группы «Йес» (англ. Yes — «Да»), «Кинг Кримсон» (англ. King Crimson
— «Червонный король»), «Дженезис» (англ.
Genesis
— «Книга Бытия»), «Джетро Талл» (англ.
Jethro Tull; имя английского
агронома XVIII в.),
«Эмерсон, Лейк энд Палмер» (англ.
Emerson, |