|
На рубеже 20—30-х гг.
ситуация начала резко меняться. Коммунистическая партия, пришедшая к власти в
октябре Однако, несмотря на идеологический диктат, музыкальное искусство в 30—40-х гг. достигло высот мирового уровня. Композиторы, обвинённые официальной пропагандой в «формализме», создавали шедевры, не уступающие по глубине и значительности произведениям западных музыкантов. Сложились выдающиеся школы исполнителей (особенно среди пианистов, скрипачей и певцов). С конца 50-х гг. в советскую музыку пришёл неофольклоризм, он перевернул сознание многих композиторов. В 30—40-х гг. народная музыка часто искажалась, обработки приближали её к авторским массовым песням, отличавшимся показной жизнерадостностью. Изучение подлинных образцов показало, что русский фольклор пронзительно эмоционален и трагичен. Интонации народных песен придавали звучанию классических сочинений остроту и свежесть, а их содержанию — реалистичность. Влияние неофольклоризма чувствуется не только в произведениях русских композиторов, но и в музыке других народов, входивших в состав СССР (особенно Прибалтики и Закавказья). В 60—70-х гг. в России сложился музыкальный авангард. Он возник позже, чем на Западе, поэтому методы и стили получил в готовом виде. Усилия композиторов были направлены не столько на звуковые эксперименты, сколько на поиски нового образного содержания. Серьёзное воздействие на авангардную музыку России оказали идеи европейского неоклассицизма, с которыми широкая публика познакомилась с опозданием. Большой популярностью в авангардных кругах в 70—80-х гг. стали пользоваться древнерусские знаменные распевы и григорианские хоралы. 204 ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ (1882—1971) «Я всю жизнь говорю по-русски... Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней». Так сказал о себе Игорь Фёдорович Стравинский — композитор, родившийся в России, но проживший долгие годы в Европе и США, мастер, без творчества которого невозможно представить как русскую, так и западноевропейскую культуру XX столетия. И. Ф. Стравинский родился
в Ораниенбауме (пригород Петербурга; ныне — город Ломоносов) в семье известного
оперного певца Фёдора Игнатьевича Стравинского. По настоянию отца пять лет
(1900—1905 гг.) он изучал право в Петербургском университете, но одновременно
брал уроки композиции у Н. А.Римского-Корсакова. Огромное влияние на
Стравинского оказало общение с художниками объединения «Мир искусства»,
серьёзно изучавшими как русскую, так и западную культуру. Со второй половины
10-х гг. композитор постоянно жил в Европе — сначала в Швейцарии, а с |