Предыдущая Следующая
Как пианист и дирижёр
Стравинский много гастролировал, в частности в 1962 г. приезжал в СССР. В
отличие от большинства соотечественников, живших за границей, композитор
чувствовал себя на Западе уверенно и естественно, но свою музыку он всегда
считал частью русской культуры.
В ранний период
творчества (до рубежа 10—20-х гг.) Стравинский разрабатывал русскую тематику.
Для спектаклей труппы С. П. Дягилева он написал три балета — «Жар-птица»,
«Петрушка» и «Весна священная». Первый, «Жар-птица» (1910 г.), был создан не без
влияния «сказочных» опер Римского-Корсакова. В музыке балета присутствуют и
черты импрессионизма. Тем не менее
Игорь Фёдорович Стравинский.
Петрушка. Кучер. Барабанщик.
Эскизы костюмов к балету «Петрушка». Художник Н.А.Бенуа.
*«Мир искусства» —
российское художественное объединение (1898— 1924 гг.), созданное в Петербурге
А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым.
205
Девушка. Пастушок. Эскизы
костюмов к балету
«Весна священная». Художник Н.К.
Рёрих.
самобытность творческого
почерка композитора чувствуется в этом сочинении уже с первых звуков.
Балет «Петрушка» (1911 г.) решён в ином ключе.
Средствами музыки, танца и живописи (спектакль оформлял Александр Николаевич
Бенуа, один из художников «Мира искусства») создаётся образ ярмарочного
действа: автор рисует веселящуюся толпу, подвыпивших ямщиков, цыган, мужика с
медведем. В музыке остроумно использован городской фольклор. Главное событие —
кукольное представление с участием Петрушки показано двояко. Для зрителей на
площади оно всего лишь очередная балаганная потеха. Для автора же история
отношений героев (самодовольного Арапа, глупенькой Балерины и тонко
чувствующего Петрушки) — психологическая драма с трагическим финалом (смерть
Петрушки). В сценах, показывающих переживания героя, музыка обретает глубину и
страстность, появляются напряжённо звучащие гармонии.
Крупным событием в
европейской музыкальной жизни была премьера балета «Весна священная» (1913 г.). Сюжетная основа
произведения — языческие обряды славян. Композитор обратился к древнерусскому
фольклору. В музыке балета нет протяжённых мелодий и тем — она построена на
коротких трёх- и четырёхзвучных мелодических оборотах, оформленных сложнейшими
ритмами, в которых разные лады наслаиваются друг на друга. Поражают резкие,
неожиданные контрасты настроений, богатство тембровых нюансов и огромная
энергия в звучании оркестра.
На рубеже 10—20-х гг. в
творчестве композитора начались смелые эксперименты. Один из них — сложное
сценическое действо «Свадебка» (1917—1923 гг.). В этом произведении соединены
элементы хорового пения и балета; не случайно автор дал своему сочинению
подзаголовок «Русские хореографические сцены с пением и музыкой». Столь же
необычна по форме «История солдата» (1918 г.). Произведение предназначено для чтеца,
большого инструментального ансамбля и артистов балета-пантомимы. Незатейливая
байка о возвращении солдата с фронта домой сопровождается «вставками»
инструментальной музыки. В «Истории солдата» композитор обратился к интонациям
бытовых и танцевальных жанров (сказалось влияние французской «Шестёрки»).
Позднее такой оригинальный приём (соединение голоса рассказчика с оркестром)
использует С. С. Прокофьев в знаменитой детской сказке «Петя и волк». Пение и
хореография сочетаются и в балете «Пульчинелла» (1920 г.). Только на сей раз
композитор обратился к традициям итальянской музыки, в том числе темам
сочинений Перголези. Такой выбор сказался на характере музыки — в частности,
Стравинский применил полифонию. Предыдущая Следующая
|