|
Камерная музыка композитора — квартеты, фортепианные сонаты и другие вокальные и инструментальные сочинения — также отличается богатством мысли, тонкостью ощущений и безукоризненным профессионализмом. В этих произведениях нет эффектных виртуозных приёмов, они обращены, прежде всего, к интеллекту, как музыканта, так и слушателя. Н.Я. Мясковский чувствовал себя наследником традиций русской музыки XIX в. Он не стремился к техническим новшествам, но был поразительно современным композитором, привносил в искусство своей эпохи глубину и интеллигентность. СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ (1891—1953) Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева — крупное явление не только русской, но и мировой музыкальной культуры XX столетия. Отличительная черта его стиля — стремление к новаторству. Произведения Прокофьева публика, а иногда и исполнители нередко встречали с недоумением, композитора обвиняли в чрезмерной сложности, грубости и даже «музыкальном хулиганстве». Музыка мастера требует от слушателя внимания, сосредоточенности: только в этом случае удастся постичь глубину произведения, оценить смелые и неожиданные решения в построении мелодий и гармоний, безукоризненно логичные формы. С. С. Прокофьев родился в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область Украинской Республики), где его отец, агроном по специальности, служил управляющим. Музыкальные способности композитора проявились рано — с пяти лет он уже сочинял, а в девять попытался написать оперу. Первым серьёзным учителем стал для Прокофьева видный композитор и педагог Рейнгольд Морицевич Глиэр (1874 или 1875—1956). В Петербургской консерватории Сергей Сергеевич Прокофьев. 209 (1904—1914 гг.) он, в частности, учился у Н. А.Римского-Корсакова и А.К. Лядова. Творческий путь Прокофьева можно разделить на три периода: ранний (1908—1918 гг.), заграничный (1917—1932 гг.) и период жизни в СССР (1932—1953 гг.). Ранний период иногда называют «временем самоутверждения». Первые сочинения композитора привели в замешательство русскую музыкальную общественность, однако и слушатели, и критики признали силу его таланта. Самые значительные
произведения этого периода — Первый фортепианный концерт ( Балет «Ала и Лоллий», написанный на экзотический сюжет из жизни древнего племени скифов, создан для труппы С. П. Дягилева. Однако Дягилев не принял балет к постановке, и Прокофьев переработал музыку в симфоническую сюиту, которую так и назвал — «Скифская сюита». «Классическая» симфония — один из редких примеров неоклассицизма в русской музыке. Само название говорит о том, что произведение задумано как воспоминание о традициях венской классической школы. Прокофьев тонко подражает художественным приёмам симфоний Гайдна и раннего Моцарта, но собственный почерк автора в построении мелодий и гармоний сохраняется. В результате у автора получилось изысканное, остроумное и очень современное произведение: классические формы подчёркивают оригинальность музыки. |