|
Театр
«Глобус». Реконструкция. Особенностью елизаветинской сцены было её деление на три игровые площадки. Такая сцена (сильно выдающаяся в зрительный зал) была готова принять всё, что будет рождено фантазией драматурга. Она позволяла легко переносить действие пьесы из одной страны в другую, свободно перемещать события во времени. Иногда подробности обстановки объяснялись в тексте, звучавшем со сцены. В пьесах Шекспира и его современников можно не только найти подробные ремарки, но и узнать от самих героев, как выглядит тот или иной пейзаж. Чудом спасшиеся после кораблекрушения герои пьесы «Буря», выйдя из воды, говорят с удивлением: «Наша одежда, вымокшая в море, не утратила, тем не менее, ни свежести, ни красок» или: «По-моему, наше платье выглядит новёхоньким...» и т. д. Театр сам устанавливал условности и правила, которыми были связаны две части единого театрального целого — игровая и зрительская. Всё, что попадало в игровое пространство, на сцену, преображалось: дерево в кадке становилось лесом, кресло — королевским троном, 241 ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Актёр
всегда облачался в платье, которое не могло быть столь же традиционным, как
повседневная одежда. Не просто «удобно», «тепло», «красиво» — на сценической
площадке это ещё и «видно», «выразительно», «образно». На
протяжении всей своей истории театр использует магию костюма, существующую,
впрочем, и в реальной жизни. Рубище бедняка, богатый наряд придворного, военные
доспехи часто заранее, до близкого знакомства с человеком, многое определяют в
нашем отношении к нему. Костюмная композиция, составленная из привычных деталей
одежды, но особым, «говорящим» образом, может подчеркнуть те или иные черты в
характере персонажа, проявить суть событий, происходящих в пьесе, рассказать об
историческом времени и т. д. Театральный костюм вызывает у зрителя собственные
ассоциации, обогащает и углубляет впечатление и от спектакля, и от героя. По
конструкции, крою, фактуре театральный костюм, как правило, отличается от
бытового. В жизни большую роль играют и природные условия (тепло — холодно), и
социальная принадлежность человека (крестьянин, горожанин), и мода. В театре
многое определяется ещё и жанром представления, художественной стилистикой
спектакля. В балете, например, в традиционной хореографии не может быть
тяжёлого платья. И в драматическом спектакле, насыщенном движением, костюм не
должен мешать актёру чувствовать себя в сценическом пространстве свободно. Часто
театральные художники, рисуя эскизы костюма, искажают, утрируют формы
человеческого тела. Костюм
в спектакле на современную тему, как ни странно, одна из самых сложных проблем.
Невозможно вывести на сцену актёра, одетого в соседнем магазине. Только точный
отбор деталей, продуманная цветовая гамма, соответствия или контрасты в облике
героев помогут рождению художественного образа. Эскиз
костюма Маши к спектаклю «Три сестры» (пьеса
А. П. Чехова). Режиссёр Г. Товстоногов, художник С.
Юнович. БДТ, Ленинград. |