|
Сидя в огромном амфитеатре, зритель ощущал себя частью единого театрального целого. Когда он поднимал голову и отводил взгляд от орхестры, то видел за низким зданием скены бесконечно длящийся простор, в котором человек-мир лишь часть театра-мира и часть Вселенной. Постепенно появились более сложные решения (организация) места действия. Полукруглый амфитеатр «придвинули» к игровой площадке. За спинами актёров теперь возвышалась высокая стена, отгородившая театр от окружающего мира. Потом придумали навес — потолок, защищавший актёров от яркого солнца или от дождя. Возник вопрос о постройке театрального помещения. Эта задача была решена в эпоху эллинизма (IV—I вв. до н.э.). В Древнем Риме уже возводили каменные и деревянные здания. Появились новые, чисто технические проблемы. В помещении был нужен специальный свет, требовалось дать «картинку» фона, которая будет перед глазами зрителей на протяжении нескольких часов действия. В реальную архитектурную композицию вставляли рамы с холстами — на них изображались другие здания или интерьеры, и тем самым на игровой площадке создавалась иллюзия иного пространства. Порой на холсте писали пейзаж, как бы «проламывая» стену и вырываясь в мир, загороженный архитектором. В Средние века спектакли стали снова играть под открытым небом. Формы средневекового народного, уличного театра сохранились и в эпоху Возрождения — в конструкции шекспировской сцены. Именем великого английского драматурга называют тип построения театрального пространства, существовавший в период правления королевы Елизаветы I Тюдор (1558—1603 гг.). Театр Диониса. Реконструкция. 240 ТЕАТР ШЕКСПИРА Шекспировские
трагедии, комедии и хроники шли в помещении театра «Глобус» (построен в Подобным
же образом были устроены и другие английские театры. Постройка представляла
собой открытый двор, где ходила, стояла или сидела на ящиках и корзинах
публика, купившая дешёвые билеты. Места на галереях, окружавших двор, стоили
дороже — там зрители удобно располагались на скамьях и были укрыты от непогоды.
Над простой дощатой сценой, прикрытой навесом от дождя, высилась башенка, на
которой в день спектакля вывешивался флаг. Театры в Лондоне строили за чертой
городского центра, на другом берегу Темзы, и, если утром жители города видели
флаг, они знали, что сегодня будет представление. Сев в лодки, прихватив с
собой корзины с провизией и тёплые накидки, люди переплывали реку и шли в
театр, где спектакли длились несколько часов подряд, пока не темнело. Публика собиралась самая разная — мастеровые с подмастерьями и студенты, солдаты и бродяжки, переодетые сыщики, выслеживающие воров и мошенников, степенные торговцы с жёнами. В ложах на галереях можно было увидеть знатных дам и кавалеров в масках, закрывавших лица, — им не подобало находиться среди простых граждан на представлении «общедоступного» театра. Маска в те времена была таким же распространённым в быту предметом, как перчатки или шляпа. Её надевали, чтобы предохранить лицо от холода и ветра, пыли и зноя, укрыться от нескромных взглядов. Словом, маска на лице никого не удивляла. |