|
В современном театральном искусстве постепенно складывается новый тип актёра драматического театра. Такой артист знаком с ведущими национальными школами, читал Станиславского, Гротовского, Арто, Брехта, интересуется и совсем новыми идеями. Он может выбирать, но чаще в его творчестве вполне мирно уживаются элементы разных школ, приёмы актёрской техники, заимствованные из разных теорий. Актёр конца XX в., и российский, и западный, освоил и приёмы вживания в образ персонажа, и принципы отстранения, и импровизацию. Во имя достижения такой свободы существования на сцене и работали великие актёры и режиссёры прошлого — сомневались, разочаровывались, на их долю выпадали и оглушительный успех, и крупные неудачи. ИСТИНА ЖИЗНИ Идеи К.С. Станиславского развили французский поэт, режиссёр и актёр Антонен Арто (настояшее имя Антуан Мари Жозеф, 1896— 1948) и польский режиссёр Ежи Гротовский. Человеку XX столетия, считали Арто и Гротовский, неведомы сильные страсти, он играет, а не живёт. Назначение актёра — вернуть зрителя к истинным чувствам, подлинным переживаниям. Но для этого ему необходимо сначала самому отучиться играть в обычной жизни. Арто и Гротовский разрабатывали собственные системы подготовки мастеров сцены. Актёр, по мнению французского режиссёра, больше чем профессия. Театр — самое действенное искусство, призванное освободить людей от оков условностей, внести в жизнь высокую поэзию. Взгляды Арто на искусство актёра во многом утопические, но, тем не менее, его теория оказала влияние на мировое театральное искусство. Игорь
Ильинский в роли Акима в спектакле «Власть тьмы». Режиссёр Б.И. Равенских.
Малый театр, Москва. АКТЕР И АРТИСТ В современном обиходе понятия «актёр» и «артист»
различаются. Актёр — ремесло, профессия. Слово «артист» образовано от
английского art — «искусство» и указывает на
принадлежность не к определённому профессиональному иеху, а к искусству вообще,
оно подчёркивает высокое качество мастерства. Артист — это художник независимо
от того, играет он в театре или работает совсем в иной области. Недаром можно
услышать, как о людях, достигших больших успехов в специальностях, далёких от
искусства, говорят: «Это артист в своём деле». Напротив, понятие «актёрство» в
обыденном, житейском смысле связано с притворством, неискренностью: ведь актёр
на сцене действительно притворяется. 239 ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО. КОМНАТА, МИР, ВСЕЛЕННАЯ Термин сценография (от греч. «скене'» — «палатка» и «графо») появился сравнительно недавно. Прежде принято было говорить о театрально-декорационном искусстве. Сюда включалось оформление сцены, обозначение места действия, стиль костюмов персонажей, особенности реквизита. Понятие «сценография» значительно шире. Художник-сценограф строит театральное пространство, учитывая взаимодействие сцены и зрительного зала. В античном театре амфитеатр (от греч. «амфи'» — «с обеих сторон», «кругом» и «те'атрон» — «место зрелищ») с местами, возвышавшимися уступами, охватывал с трёх сторон небольшую круглую площадку — орхестру (от греч. «орхе'омай» — «танцую»), на которую выходили актёры и хор. Они появлялись из здания скены, где хранились костюмы и маски, проходили через проскениум — площадку перед стеной скены — и по небольшим лесенкам спускались на орхестру. Зрителю, смотревшему сверху и сбоку из амфитеатра, пустая круглая плоскость орхестры казалась фоном для фигуры актёра. Античная драматургия не предполагала изображения конкретного места действия. |