|
В пределах итальянской сцены-коробки художник, следуя указаниям драматурга, выстраивал декорацию по планам: от переднего плана (линии рампы) постепенно «растягивал» изображение и сводил его к заднему Зрительный зал театра «Олимпико»,
Виченца. Кулисная сцена. Театр во
Флоренции. *Консоль (фр. console) — балка, закреплённая одним концом в стене. Она служит опорой для чего-либо. 243 Декорации к «трагедии с машинами»
П. Корнеля «Андромеда». плану — плоскому живописному заднику. На кулисах, выстроившихся по обеим сторонам сцены, на плоскостях падуг расположено изображение, например, леса. Стволы деревьев, написанные на кулисах, ветви, сплетающиеся над сценой в живописи падуг, образуют подобие арок, которые понижаются от плана к плану в глубину и сливаются с лесным пейзажем задника. Эта система декораций, сложившаяся в театре барокко (конец XVI — середина XVIII в.), так и называлась — кулисно-арочная. Живописцы-декораторы творили на театральной сцене подлинные чудеса. Усложнившаяся со временем театральная техника позволяла устраивать на сцене пожары, наводнения, извержения вулканов... Один из величайших театральных художников конца XVIII — начала XIX в. Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1751 — 1831) назвал театральные декорации «музыкой для глаз». Как самостоятельный вид искусства театрально-декорационное складывается только к середине XIX в. Драматургия начала ставить перед театром новые задачи — не только обозначать место действия или историческую эпоху. Трудно представить события, происходящие в «Ревизоре» Гоголя, или в «Горе от ума» Грибоедова, или в «Борисе Годунове» Пушкина, без конкретных примет времени, без характерных деталей быта и костюма. Драматический театр стремительно двигался к созданию на сцене жизнеподобной среды. В первой постановке пьесы
А. Н. Островского «Поздняя любовь» в Рождение на рубеже XIX—XX столетий режиссёрского театра вызвало к жизни новые театральные эксперименты, и сценография начала XX в. пережила в своей истории период открытий. Мелочи, отдельные предметы реквизита помогали решать всё ту же основную театральную проблему взаимодействия игрового и зрительского пространств. Разделённые линией рампы, спектакль и зрители воздействуют друг на друга, общее Эскиз декораций к спектаклю
«Месяц в деревне» (пьеса И. С. Тургенева).
Режиссёр К.С. Станиславский, художник М.В. Добужинский. МХТ. *Па'дуги — горизонтально вытянутые полосы ткани, подвешенные на штанге в верхней части сцены. Они скрывают от зрителя сценические механизмы и осветительные приборы над игровой площадкой. |