|
244 В ДОМЕ И ВОКРУГ В
первой постановке пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» в Эскиз
декораций к спектаклю «Вишнёвый сад». Художник И. Я. Гремиславский. MXT. настроение рождается благодаря усилиям режиссёра, художника, актёров — и, конечно же, зрителя. На протяжении первой половины XX в. режиссёры и сценографы последовательно анализировали все возможности сцены-коробки и экспериментировали со сценой-ареной. Они осваивали объём по вертикали, диагоналям, делая его трёхмерность всё более ощутимой, извлекая из сценического пространства максимум образной выразительности. Вокруг режиссёров разных школ и направлений объединялись художники-единомышленники, которые приносили в театр новые пластические идеи. В качестве примера можно привести творческий союз Александра Яковлевича Таирова (1885—1950), главного режиссёра Московского Камерного театра, с живописцем Александрой Александровной Экстер (1882—1949) и архитектором Александром Александровичем Весниным (1883—1959). Александра Экстер пришла в Камерный театр из станковой живописи. В поисках новых ритмов она превратила планшет сцены в разновысокие лестницы, выстраивая в таировских спектаклях необычные пластические композиции. Архитектор Александр
Веснин создал для спектакля «Федра» ( Эскиз декораций к спектаклю
«Саломея» (пьеса О. Уайльда). Режиссёр А. Я. Таиров, художница А.А.
Экстер. Московский Камерный театр. 245 Эскиз
декораций к спектаклю «Федра» (трагедия Ж. Расина).
Режиссёр А. Таиров. Московский Камерный театр. Актёры носили большие головные уборы, напоминавшие архитектурные завершения храма. В таком наряде невозможно быстро двигаться по наклонной плоскости, энергично жестикулировать, вертеть головой — словом, привычная бытовая пластика была художником исключена. Необходимость физического преодоления сценографических сложностей давала актёрам неожиданную силу для предельной эмоциональной и пластической выразительности. |