Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В начале 20-х гг. XX в. в Государственных высших театральных мастерских Вс. Мейерхольда учились и работали вместе актёры, режиссё-

ХУДОЖНИК В ТЕАТРЕ

Понятие индивидуальной творческой манеры художника в сценографии обретает особый смысл. Театральный художник сотрудничает с разными театрами и разными режиссёрами, и в каждой работе он как актёр на сцене — и не похож на себя, и обязательно узнаваем. Режиссёр, в свою очередь, выбирает в соавторы мастера, близкого ему по стилистике.

В русском театре второй половины XX в. одним из самых интересных стал творческий союз режиссёра Ю.П. Любимова и сценографа Давида Львовича Боровского-Бродского (родился в 1934 г.). Лучшие спектакли Боровского на сцене Театра на Таганке — «Гамлет» (трагедия У. Шекспира), «Дом на набережной» (по повести Ю.В. Трифонова) и «Зори здесь тихие» (по повести Б. Л. Васильева). Фантазия художника рождает в них сложные метафорические образы при помощи подлинных фактур и вещей. Земля, дерево, железо «сталкиваются» на сцене, и это конфликтное взаимодействие превращается в символ. Кованые клинки в «Гамлете» вонзаются в доски планшета сцены, почти раскалывая их. Могильщики выбрасывают на сцену настоящую землю. Огромный вязаный занавес перемешается по горизонтали, поворачивается вокруг оси — становится почти одушевлённым партнёром героев пьесы. В спектакле «Зори здесь тихие» кузов военного грузовика, в котором едут девушки в начале действия, позже «разносится» на доски, становясь то деревьями в лесу, то стенами дома в воспоминаниях героинь, то лагами, переброшенными через болотную топь.

Уникальность мышления этого художника проявилась в спектаклях МХАТа — в постановках пьес «Эшелон» М.М. Рощина и «Иванов» А.П. Чехова. Решения Боровского сродни математической формуле: спрятанная в две скобки, она может быть развёрнута на несколько страниц — и опять свёрнута в небольшую строчку. Его обра-

Эскиз декораций к трагедии «Владимир Маяковский». Автор

и художник В. В. Маяковский. «Первый в мире футуристов театр»,

Санкт-Петербург. 1913 г.

зы, составленные из точно отобранных деталей, дают необыкновенный простор зрительскому воображению.

В «Эшелоне» рассказывается, как во время Великой Отечественной войны едут в тыл женщины, дети, старики. На сцене стоит конструкция, собранная из железнодорожных рельсов, телеграфных столбов, дверей теплушки. Стук колёс на стыках рельс, мелькающие за окном столбы, лязганье вагонной двери, монотонный ритм дорожных рассказов рождают сложный и выразительный, при внешней простоте и непритязательности, образ спектакля.

Художник Валерий Яковлевич Левенталь (родился в 1938 г.) много работает в музыкальном театре, и не только в России. Живописное мышление, абсолютный музыкальный слух, тонкое чувство стиля позволяют этому сценографу быть очень разным в спектаклях — и всегда узнаваемым.

246

 

 

ры и сценографы. Это было принципиально для его театра. В спектаклях Мейерхольда сценограф-конструктор строил для рабочего-актёра станок-декорацию. Все детали станка, «инструмент» актёра (его тело, голос) должны были работать в безукоризненном согласии.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz