|
Театральные традиции прошлого изучаются и используются современной режиссурой. В наши дни с режиссёром постоянно работают сценографы, роль которых в подготовке спектаклей продолжает возрастать. Когда зритель сегодня приходит в театр, он отчётливо осознаёт условность театрального действия и не требует абсолютного жизнеподобия. Публика ждёт впечатлений, которые разбудят чувства, вызовут ассоциации с тем, что было пережито каждым в собственной жизни. Существуют спектакли,
когда места для зрителей размещают прямо на сцене. Так режиссёру и сценографу
удаётся заставить публику пересмотреть привычные представления о том, что
«театр показывает, а зритель смотрит». (Подобные приёмы можно найти и в
прошлом.) В спектакле С
режиссёром Б.А. Покровским Левенталь осуществил постановку опер С.С.
Прокофьева. «Музыка для глаз» звучит со сцены в живописи, фактурах, пластике
сценических форм. Чтобы передать сложные образы сочинений Прокофьева, художник
привлекает все доступные для театра средства. В опере «Игрок» живопись
буквально висит над сценой на тюлевых падугах. Сценический свет наполняет
воздухом, заставляет «звучать» эту живопись. В
современном театре взаимодействуют приёмы и методы разных видов искусства.
Новаторским можно назвать опыт замечательного чешского художника Йозефа
Свободы. На рубеже 50—60-х гг., использовав кино- и телепроекцию (т.е.
технологию других искусств), он создал знаменитую Латерну Магику — шоу, в
котором актёр взаимодействовал с движущейся проекцией. Но всякого рода трюки на
театральной сцене не новость. Свобода привнёс в
театр понимание того, что необходимо художественно осмыслять любой приём,
который применяет сценограф. Простые на первый взгляд сценические установки
этого мастера таят в себе возможность неожиданных трансформаций, каждая из
которых глубже раскрывает образное решение спектакля. Стремление
Свободы к разнообразию сценографического языка подталкивает к совершенствованию
саму театральную технику. Световые и технические эффекты в его спектаклях, не
становясь самоцелью, делают богаче и выразительнее «запас слов» художника. Сценографические
приёмы и методы работы современного театрального художника разнообразны.
Живопись, свет, подлинные фактуры и веши, новые аудио-, видео-, компьютерные
технологии — всё может быть использовано для создания художественного образа
спектакля. Сиены
из оперных спектаклей с декорациями Й. Свободы: «Золото Рейна» (музыка Р. Вагнера; слева),
«Дон Карлос» (музыка Дж. Верди). 247 (по малоизвестной пьесе-пародии А.П. Чехова) действие происходит в церкви, во время венчания. Зрители могут сидеть на сцене, оказываясь в роли гостей на свадебном обряде или дне рождения. Восприятие публики обострено тем, что она находится в пространстве, предназначенном для актёрской игры. Театральное пространство в наши дни может обозначать и Вселенную, и комнату в обыкновенной квартире. Это зависит от того, какие задачи ставят и решают создатели спектакля. |